Новости проекта

12.08.2019 | 10:32

Спектакль "Грифон" представили в музее-заповеднике "Херсонес Таврический"

Спектакль «Грифон» показали на новой сцене музея-заповедника «Херсонес Таврический». Среди зрителей был президент России Владимир Путин. Главе государства рассказали о планах по развитию заповедника. Там появится Музей христианства, археологический центр и единственный в России Музей античности и Византии. Из Севастополя - репортаж Яны Мирой.

Херсонес Таврический. Античный город, которому две с половиной тысячи лет. Колония древних греков. У этого места богатая история. Особую роль Херсонес - или Корсунь, как его называли славяне - сыграл в истории православия и судьбе князя Владимира.

«Мы находимся в древних стенах Херсонеса, где развивается наша сила, наша вера, наша государственность. Здесь Владимир принимает христианство, здесь принимает христианство его воинство, его дружина. Поэтому всё, что связано с историей христианства, конечно, связано с историей Херсонеса», - рассказывает Елена Морозова, директор музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Об этом расскажут в постановке «Грифон». В античной экспозиции музея - рельеф II - III века нашей эры с изображением Грифона. Этот образ - главный в спектакле. Грифон - давний обитатель здешних мест. Когда-то его выбрали своим символом еще древние херсонеситы. В XIX веке это мифологическое существо разместили на гербе Севастополя. Сейчас грифон - это эмблема Республики Крым.

Представление под открытым небом посетил Владимир Путин. Перед глазами зрителей пронеслись две с половиной тысячи лет истории. Проводником в прошлое стал тот самый Грифон. Сценарий для этого масштабного действа написал председатель Патриа́ршего сове́та по культу́ре Митрополит Тихон Шевкунов.

«Грифон считался покровителем этого места. Это античный персонаж, мифический персонаж. Лев и орёл одновременно. Но как ни странно, этот персонаж совершенно спокойно перелетел из языческой античности в христианскую Византию. И там он украшает храмы. Почему? Потому что он стал одним из образов Господа Иисуса Христа. Царь Лев на земле и Царь орёл на небе», - объясняет Тихон Шевкунов, митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре.

Для этой постановки сложно подобрать жанровое определение. В ней объединились площадной театр, фэнтези, сайт-специфик. Древние каменные стены стали частью сценического пространства.

«В этом спектакле более трёхсот костюмов. Много декораций. Реквизита более ста пятидесяти единиц. Есть очень сложные объекты, механические объекты, куклы и так далее. И производство у нас шло в Питере, в Москве и в Севастополе практически целый год», - делится продюсер Мария Литвинова.

Артисты, которые воплощают образ Грифона, сами стараются быть максимально незаметными. Их задача - оживить сложную конструкцию и приковать к ней внимание зрителей. Позади многочасовые репетиции. Управляться с 40 килограммовым полульвом-полуорлом непросто. Требуется пять человек.

«Двое сидят в кабине внутри, управляют ногами. Вот примерно таким образом. У него шевелятся лапы. Так же и сзади. Впереди стоит человек, который отвечает за голову. То есть он у нас говорящий», - показывает Анатолий Цибрик, кукловод.

За кулисами нужно быть очень осторожным. На переодевание артисты - бегут. Всё происходит очень быстро. Актёры, танцоры, каскадёры. В постановке участвуют только местные артисты. Одна из самых сложных - сцена морского сражения времён Крымской войны. Так создатели спектакля продолжают античную традицию.

«Это было одно из излюбленных зрелищ аристократии в Риме - показывать большие морские сражения. На воде. Выплывали корабли, сражались. Причём, это были как модели кораблей, так и большие. И очень хотелось это осуществить и сделать. И никто не верил в то, что нам удастся театральным способом сделать море», - говорит режиссёр Вячеслав Игнатов.

Море раскинулось от зрительской трибуны до центра сцены. Во время дневных репетиций случались настоящие штормы. Но по вечерам ветер тут стихает. После спектакля Владимир Путин прошёл за кулисы и поговорил с артистами и продюсером Саидой Медведевой.

«Мне понравилось. Пьеса какая потрясающая. Доходчиво, понятно», - отметил президент.

«Грифон» - старт большого проекта. В Херсонесе впервые за 30 лет провели серьёзные реставрационные работы. Территория будет развиваться. Одна из идей - регулярно представлять здесь спектакли, важные для этого места.

Яна Мирой

Новости культуры