07.08.2019 | 10:25

Кинофестиваль "Окно в Европу" близится к завершению

Кинофестиваль «Окно в Европу» близится к завершению. Многие из показанных лент вызвали бурные дискуссии.

В программе фестиваля «Окно Европу» ‒ более 130 картин: это игровые и документальные ленты, специальные показы, фильмы для детей и юношества, и конкурсные программы.

«Очень-очень разные картины разных жанров, разных авторов. Если судить о конкурсе игрового кино этого года, то здесь есть некоторые тенденции. У нас есть две картины ‒ комедийные мелодрамы: "Как Новый" Шелякина и "Элефант" продюсеров Сельянова и Гуськова», ‒ рассказала программный директор фестиваля Алиса Струкова.

У добрых книжек про слона Мишку был автор с очень непростым характером Валентин Шубин. Развод с женой, ссора с дочерью ‒ он не хочет менять в своей жизни ничего. О том, какой противоречивой может быть творческая личность ‒ фильм «Элефант».

«Название фильма тоже определяет этот характер. Человек, как и все мы с ранимой душой, который прячется за толстой слоновьей кожей. Ведь слоны ‒ они мышей боятся», ‒ объяснил продюсер, народный артист России Алексей Гуськов.

Еще до выхода на экран лента «Элефант» оказалась в центре скандала. Из-за конфликта с продюсерами, автор сценария и режиссер фильма снял свое имя из титров. Получился фильм без автора. Вопросы взаимоотношений продюсера и съемочной группы обсуждали на круглом столе, прошедшем на фестивале. Так, Сергей Сельянов уверен, главное в работе ‒ это только съемка фильма. Он добавил: «Тем более что подавляющему большинству зрителей не так важно, кто там стоял за камерой, кто режиссировал, кто продюсировал. Как известно, в средние века искусство вообще было анонимным. Это никому не мешает. Может, это так и должно быть. Поэтому собственные амбиции перед лицом картины нужно смирять, конечно». 

На фестивале состоялась творческая встреча с Александром Бородянским. Он рассказал о секретах работы над сценариями и ответил на вопросы публики. По словам Бородянского, в последнее время все чаще приходится убирать свое имя из титров.

«Я псевдонимы никогда не ставил. Но иногда, они уговаривали, я сдавался, как мягкий человек. Они же все хорошие люди. Я оставлял "при участии", а кого они главным делали, какую-то фамилию ‒ наверное, тот, кто портил, с моей точки зрения, сценарий ‒ меня это уже, честно говоря, не интересовало», ‒ поделился сценарист, член жюри фестиваля Александр Бородянский.

«Печень» ‒ еще один фильм, включенный в конкурсную программу. Школьники мечтают открыть свой бизнес. Их первый заказ ‒ достать новую печень для криминального авторитета. Сюжет разворачивается в России 90-х. Начинающий режиссер Иван Снежкин в своей картине пытается осмыслить это неоднозначное для страны время. «Более требовательный что ли к этим событиям. Меньше эйфории. Знаете, одно дело мы видим явление, а другое дело ‒ его последствия», ‒ говорит продюсер Федор Попов.

Здесь же, в Выборге, почти тридцать лет назад была написана еще одна глава в истории отечественного кино. В расположенной в центре города усадьбе бюргера в начале 90-х режиссер Алексей Балабанов снимал свой фильм «Замок». В экранизации неоконченного романа Франца Кафки это место стало домом жителя деревни ‒ господина Брунсвика. А рядом с домом ‒ пейзаж с призрачным силуэтом замка. Вот только на самом деле никакого замка здесь нет. В кадр фильма Алексея Балабанова была добавлена черно-белая фотография, найденная где-то на «Ленфильме». Еще одна из мистификаций, на которые так богат кинематограф.

Станислав Анисимов

Новости культуры