05.08.2008 | 11:58

Фестиваль коллекций современного искусства

Более полутора тысяч произведений отечественных и зарубежных художников представляют все разнообразие современного искусства на Фестивале коллекций. Он открылся выставкой видеоарта, пожалуй, самого молодого и дерзкого направления актуального искусства. Его представители воплощают свои фантазии и свой взгляд на реальность в форме видеоэксперимента. "Новости культуры" - из Государственного центра современного искусства.

Видеоарт появился в начале 60-х. Российские художники полюбили это направление не так давно. В коллекцию центра современного искусства авторское видео поступает лишь с 92-го.

Алина Федорович, куратор фестиваля: "Видеоарт – это современное искусство, донесенное самыми современными средствами, то есть оно наиболее восприимчиво зрителем, потому что зритель привык к кино, к Интернету, к компьютерным технологиям и искусство, донесенное этими средствами, как раз наиболее доходчиво, вступает в контакт с самым неподготовленным зрителем".

Здесь – работы самых известных художников видеоарта. Проект "Черный пахарь" в 2000-м наделал много шума в австрийской прессе. Художники в своей работе предложили установить в Австрии памятник Терминатору.

Аристарх Чернышев, художник: "Там уже местные художники, местные скульпторы австрийские начали писать гневные письма в мэрию Грация и говорить, почему этот заказ отдали русским".

Конечно, это был не специальный заказ, а просто работа двух художников с образами поп-культуры. Еще одно совместное видео Чернышева и Ефимова – "Генетическая гимнастика" - обошлось без скандала в прессе.

Владислав Ефимов, художник: "Мы изображаем таких ученых будущего, один из которых занимается наукой, это я, вот я исследую там ДНК, какие-то штуки, смотрю в микроскоп, делаю открытие, а Аристарх Чернышев в этот момент делает гимнастику".

Чернышев и Ефимов спели оду науке и производственной гимнастике, а Виктор Алимпиев – оду оде. Его видео – это попытка запечатлеть на пленке вечность. Устаревший литературный жанр принял новую форму.

Виктор Алимпиев, художник: "Люди, их реплики, вообще какие-то вот вещи, которые происходят, как будто в лучах славы. Это – и персонажи, и одновременно памятник им самим".

Видео от группы "Синие носы" – это "25 перформансов о глобализации". Острый социальный контекст – как, например, ролик о демократии, простая форма и элементарные подручные средства.

Александр Шабуров, художник группы "Синие носы": "То, что можно сделать без компьютерных спецэффектов, а прямо на коленке".

Есть и критика рекламы, как например, в работе Якова Каждана "Быть Микеланджело". Художник высмеивает стремление сблизить рекламу и искусство. Организаторы нынешней выставки сетуют, что в России пока нет своей школы видеоарта. Художники ориентируются на западных представителей этого искусства. Работа "Макияж" Ксении Петрухиной – это попытка продолжить начатое Энди Уорхолом: статичные видео-портреты демонстрируют жизнь, которая ускользает от глаза в постоянном движении.