24.10.2012 | 20:25

В Историческом музее представлены топ-лоты аукциона "Сотбис"

«Женщина у окна» Пабло Пикассо, уникальная икона семьи Романовых, работы Серова, Шагала, Айвазовского. В преддверии ноябрьских аукционов в Нью-Йорке и Лондоне, торговый дом «Сотбис» представляет в Москве свои топ-лоты. Совокупная стоимость 28 предметов искусства – свыше 30 миллионов долларов. Одна из самых дорогих выставок «Сотбис» проходит в Государственном историческом музее. Рассказывают «Новости культуры».

Эти 28 работ впервые привезли в Россию. Многие вообще не выставлялись никогда и нигде, десятилетиями были закрыты в частных собраниях. Пресс-конференцию представители «Сотбис» проводят под картиной, которую называют главной в коллекции, – «Женщина у окна» Пабло Пикассо в ноябре может стать сенсацией арт-рынка.

«Работа Пикассо, которая занимает здесь центральное место, находилась в личной коллекции художника и была унаследована его дочерью, которая затем, в 1983 году, продала ее через частного арт-дилера в Нью-Йорке. Так что эта работа была всего лишь в одних руках после такого долгого нахождения в непосредственной коллекции художника, что лишний раз говорит о том, насколько она ему была дорога», – подчеркивает вице-президент аукционного дома «Сотбис» Давид Георгиадес (Нью-Йорк).

Яркие и сочные краски, цвета, словно кричащие о страсти, – юную подругу и музу Марию-Терезу Пикассо не просто изображает, обожествляет. Зеленый ободок ассоциируют с нимбом, руки сложены, как у Моны Лизы Да Винчи, лицо развернуто на три четверти, что характерно для иконописи. Картина была написана в 1936 году. Незадолго до этого у Марии-Терезы появился ребенок, но Пикассо не был бы Пикассо, если бы все в этой картине было так просто.

«Пикассо был человеком сложным и противоречивым, и, невзирая на всю его любовь к Марии-Терезе, у него активно развивался роман с Дорой Маар, и здесь это находит отражение. Видите, руки Марии-Терезы накрывает хищная лапа Доры Маар как некое вторжение в этот идиллический семейный союз и облик Мадонны», – поясняет председатель совета директоров «Сотбис» Европа и СНГ лорд Марк Полтимор.

Картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст», на которой изображена Мария-Тереза, была самым дорогим произведением искусства в 2010 году, «Дора Маар с кошкой» – в 2006. Побьет ли рекорд «Женщина у окна», где представлены образы сразу двух любимых женщин художника? Ее начальная стоимость – 15-20 миллионов долларов. Еще одна жемчужина – «Девушка в красном» – портрет Прасковьи Мамонтовой Валентина Серова, двоюродной сестры Веры Мамонтовой, той самой «Девушки с персиками». В России картина демонстрируется впервые за сто лет.

«Все-таки работы Серова очень редко встречаются на рынке, и, тем более, у этой картины есть дореволюционный провенас: мы знаем, что она была в коллекции Винетерфельда. Это был очень знаменитый известный русский коллекционер в Санкт-Петерубрге, чьи картины сегодня находятся в Русском музее и Третьяковке», – говорит директор отдела русского искусства «Сотбис» Джоанна Викери (Лондон).

Провенанс, или происхождение многих из этих работ, необычен. Но здесь говорят – какой провенанс может быть лучше императорского? В золоченой серебряной раме – икона Спаса Вседержителя, любимая самим Александром Третьим. Ее написали в честь спасения императорской семьи: во время крушения царского поезда в 1888 году погиб 21 человек и любимая собака царя Камчатка, лежавшая тогда у ног правителя.

«Она не только представляет исторический интерес, связанный с семьей Романовых, но это сама по себе очень дорогая, редкая работа. Она была сделана одной из самых великих фирм серебряных изделий XIX века – Овчинникова», – добавляет Джоанна Викери.

Загадочная «Неаполитанка» Репина – редкость, работы художника нечасто встречаются на арт-рынке. «Стул и Шляпная коробка» Ивана Пуни, «Женщина с ребенком из племени Банда» – пока единственная известная картина из африканской серии Александра Яковлева. «Масленица» Сергея Судейкина, которая почти 80 лет была в одной коллекции, о существовании которой только догадывались, а нашли лишь в этом году. Увидеть эти произведения в Москве можно еще один день – потом, после торгов, они вновь осядут в частных коллекциях. Хотя, возможно, и вернутся в Россию. 

 

Новости культуры