06.08.2008 | 15:33

80 лет со дня рождения Энди Уорхола

Восемьдесят лет назад родился человек, чье имя стало синонимом поп-арта. Энди Уорхол был не только блестящим рисовальщиком, дизайнером и кинорежиссером. Превратив искусство в серийное производство, он сумел изменить представление о роли художника в современном мире, совершил настоящий переворот на арт-рынке, а затем и сам превратился в одну из икон массовой культуры. Рассказывают "Новости культуры".

"Я бизнесмен, я должен кормить много ртов, должен приносить бекон", – сказал он как-то в интервью.

Следующий шаг после искусства с большой буквы - искусство индустриальное – открыл Энди Уорхол. Неспроста он мечтал быть машиной, а свою легендарную студию назвал "Фабрика". Количество сделанных на ней шелкографий измеряется тысячами, фильмов – сотнями.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов живут в том самом мире потребления и арт-рынка, в котором художнику и шагу не ступить без уроков Энди Уорхола.

В массовом глянце – неиссякаемый источник образов, а хорошая идея измеряется ее воспроизводимостью. Для современных русских художников эти максимы Уорхола актуальны и сегодня.

Владимир Дубосарский, художник: "Поп-арт никто не отменил. То, с чем он работал, вокруг нас осталось".

Уорхол научил художников видеть не то что внутри, не то, что над, а то, что буквально валяется под ногами.

Екатерина Деготь, арт-критик: "Он показал, что это и есть реальность современного человека. Уж ни чувств, ни духовности, ничего не осталось, а 99 процентов мира занимает мусор, упаковка".

Упаковки порошка "Брило", банки супа "Кемпбелл" и лица звезд на работах Уорхола – словно на полках супермаркета. Бесконечные ряды однообразных предметов. Кто-то увидит в этом критику культуры потребления, кто-то поэзию, а кто-то - правду жизни.

Екатерина Деготь, арт-критик: "Он увидел в этой массе потребительской культуры вовсе не радость и не счастье, как мы все думаем, а, на самом деле, он увидел в ней монотонность, скуку, повторение одного и того же, необыкновенную нивелировку всего мира. И вот об этой скуке он и сделал свои работы".

Настоящего радикализма в живописании скуки Уорхол достиг с помощью кинокамеры.

"Снимать фильмы проще, чем рисовать. У камеры есть мотор, включаешь ее и оставляешь, она сама работает", – говорил Уорхол.

Снятый неподвижной стационарной камерой фильм Уорхола "Сон" длится 6 часов, а фильм "Эмпайр" – 8. И только тот, кто досмотрит его до конца, увидит, как в створке окна, из которого происходит съемка, мелькнет отражение Уорхола. Терпение требуется и для того, чтобы за глянцевой живописью и образом блестящего эксцентрика увидеть личность художника.

К 80-летию со дня рождения Энди Уорхола телеканал "Культура" покажет французский документальный фильм "Работа Энди Уорхола". Смотрите ленту 9 августа в 00:05.

Читайте также: Энди Уорхол – король поп-арта