19.07.2019 | 10:50

Московский музей современного искусства предлагает пройтись "По следам Поп-механики"

Московский музей современного искусства представляет выставку «По следам Поп-механики». Она открывает фестиваль, посвященный 65-летию со дня рождения Сергея Курехина ‒ создателя культовой группы.

Сергей Чернов ‒ художник и дизайнер «Поп-механики» ‒ на выставке воссоздает атмосферу, примерно так и выглядели концерты, организованные музыкантом Сергеем Курехиным. На одной сцене он мог собрать пару оркестров, актеров, танцоров и даже животных. И костюмы в этих действах играли особую роль.

«Концерт был большая радость. Больше было радости за кулисами от общения с Сергеем, от организации концертов. Накал радости был больше даже за кулисами и чувствовался, чем на сцене. Хотя на сцене это, конечно, тоже очень сильно выражалось, потому что электрика концертов была очень мощной», ‒ рассказал дизайнер, художник «Поп-механики» Сергей Чернов.

Сергей Курехин в начале 80-х играл джаз, стал аранжировщиком в группе «Аквариум» и оказался в андеграундной среде, которая вдохновила его на создание «Поп-механики». Он собирал самых ярких, на его взгляд, представителей современного искусства, включая рок-музыкантов и устраивал на сцене психоделический карнавал, которым сам дирижировал.

Жена Анастасия Курехина прошла с ним путь от рассвета до заката «Поп-механики». Сейчас поднимает архивы и пытается восстановить все концерты ‒ Сергей Курехин писал подробные планы выступлений. Хотя до сих пор никто не может точно сказать сколько этих выступлений было ‒ не только на сценах двух столиц, но на гастролях в Европе. Благодаря «Поп-механике» многие художники заявили о себе в знаменитых зарубежных галереях.

«На гастроли вывозились картины под видом декораций "Поп-механики". Делались тоже выставки, в частности, в Ливерпуле ‒ Тейт Модерн ‒ делалась большая выставка новых художников. Даже здесь на некоторых работах есть надпись "декорации Поп-механики", и таким образом они вывозились через таможню легко», ‒ объяснила руководитель Центра современного искусства им. С. Курехина Анастасия Курехина.

Среди постоянных участников «Поп-механики» был и Сергей Бугаев «Африка». Готовил арт-объекты и играл на странных музыкальных инструментах. Он рассказал: «Один из так называемых ранних советских синтезаторов придуман Тимуром Новиковым, и назывался он "утюгом". Имеет определенное устройство, вот здесь струны, даже он подзвучен, по-моему. Соответственно, утюги должны между собой ударяться».

Мистификатор, абсурдист, постмодернист ‒ его называли по-разному ‒ свои идеи Сергей Курехин воплощал, в том числе и в кино. Он написал музыку к нескольким фильмам, играл в них как актер, а однажды придумал вполне убедительный образ для публицистической программы на телевидении.

В 91-м году на экраны вышла программа «Пятое колесо» с новой рубрикой, где Курехин был представлен как известный политический деятель. Он выдвинул теорию о главной тайне Октябрьской революции. Так появился первый в стране медийный вирус ‒ «Ленин-гриб». Эта псевдонаучная легенда Курехина имела последствия: приходилось выступать с опровержениями. После концертов «Поп-механики» зрители иногда старались забрать себе что-нибудь со сцены на память, например, вот этот задник, его буквально разорвали на куски. Сергей Курехин однажды устроил перфоманс с Джоном Кейджем, американским композитором и художником.

«Они шли по Фонтанке, смеялись, что-то друг другу рассказывали, зашли на какую-то помойку, взяли бутылку, притащили ее в мастерскую на Фонтанке, и там устроили перформанс, который получил потом название "Водная симфония" ‒ единственный перформанс Джона Кейджа в России», ‒ говорит куратор выставки Олеся Туркина.

Еще одно произведение Курехина ‒ «Центр космических исследований» ‒ точнее, расписанная по пунктам программа. Среди задач, например, подготовка космонавтов для запуска во внутренний духовный мир человека и создание межорбитальных духовных станций. А в этом космическом шлеме в 95-м году Сергей Курехин вышел на сцену последнего концерта «Поп-механики».

Юлия Кундрюкова

Новости культуры