10.08.2008 | 15:12

"Вне времени" - арт-проект Михаила Чекалина

"Пионер звука из Москвы" – такое определение уже давно и прочно закрепилась за Михаилом Чекалиным. За российским сочинителем электронной музыки с конца 70-х внимательно следят профильные западные издания. А зарубежные звукозаписывающие студии и сегодня продолжают выпускать альбомы его произведений. Ретроспективой творчества композитора и художника Чекалина можно считать арт-проект "Вне времени", на презентацию которого была приглашена съемочная группа "Новостей культуры".

Это даже не проект, а скорее – ретроспектива. По стенам галереи развешаны графические и живописные работы Михаила Чекалина. Обложки для почти всех своих альбомов композитор делал сам. В восьмидесятые он был одним из участников известной андеграундной "двадцатки" художников, представлявших неофициальное искусство. На презентации была представлена запись одного из первых аудиовизуальных перформансов. Он проходил 25 лет назад. Именно тогда Чекалин целиком и полностью ушел в электронные эксперименты, хотя и получил в свое время вполне традиционное образование – учился в Гнесинке.

Михаил Чекалин, композитор : "Я был гонимый – ни членом Союза, ничего, и в то же самое время 27-летний юноша – я смог пробить на "Мелодии" через 4 года худсоветов рубрику электронной музыки, и журнал "Билборд" об этом даже писал в 79-м году".

Эту рубрику тогда открыл его собственный альбом – "Вокализ в рапиде". Всего же на "Мелодии" вышло 14 пластинок новой клавишной музыки.

Михаила Чекалина называют создателем сразу нескольких новых направлений в электронной музыке – это и "эмбиент", и "нью- эйдж", и "пост-симфония". Одно из последних произведений – монооперу "Что такое есть пО…" на тексты Введенского и Хармса - он представил зрителям. Стихи читает актриса Наталья Власова.

Михаил Чекалин, композитор: "Кстати, никто не разу эту поэму не брал Введенского. Она очень русская, и, по-моему, так авангардно больше никто в мире и не написал. "Что такое есть Потец". Целиком и полностью ее читаем, даже с авторскими ремарками".

Кроме того, Михаил Чекалин представил свой слайд-фильм "Поругание пацифика" - постсимфонию, подкрепленную картинами представителей неофициального искусства 70-х-80-х – все тех же художников знаменитой "двадцатки".