10.08.2008 | 15:57

Об искусстве джигитовки

"Бог не дал человеку крылья, но дал ему…лошадь". Благодарное человечество, принявши дар, бережно хранит и поддерживает вековые традиции "общения" с благородным, сильным и надежным "партнером". И, если в истории военных сражений и крестьянского труда лошадь "ушла на заслуженный отдых", то от "конных праздников" – "родео", "ковбойских шоу", "цирковых номеров" - никто не собирается отказываться. Одно из самых зрелищных конно-спортивных искусств – джигитовка. С ее "ассами" познакомились "Новости культуры".

Джигитовка как искусство верховой езды возникло очень давно. Первое упоминание относится ко временам римского императора Адриана. Еще не имея четкого определения, под джигитовкой понимали скачку, во время которой всадник демонстрирует ловкость, смелость и искусство владения лошадью.

Наибольшее распространение джигитовка получила у русского казачества в XIX веке. Именно казаки, отличаясь высоким индивидуальным мастерством, перенимали у народов, с которыми воевали, самые лихие и эффективные боевые приемы.

Сергей Калинин, казачий полковник: "Я попытаюсь привести по памяти строки из Устава строевой казачьей службы 1899 года, где говорится, что джигитовка предназначена для развития в казаке ловкости и смелости и является обязательной для каждого казака".

Джигитовка входила в программу боевой подготовки Красной Армии. Но после ликвидации в начале 50-х кавалерии как вида вооруженных сил начала терять позиции. К концу прошлого столетия практически перестала существовать. В 2005 году джигитовка получила путевку в новую жизнь. Снова стали проводиться соревнования, в которых теперь наравне с мужчинами участвуют дамы.

Наталия Печникова, милиционер-кавалерист: "Самое сложное – перебороть страх, свой собственный страх. Если ты не боишься, и лошадь не боится".

Еще очень важно, чтобы между всадником и лошадью было взаимопонимание. Тогда сложнейшие трюки удается выполнить чисто, без единой помарки. Оборотная вертушка, скачка стоя, джигитовка с пикой - когда под силу такие виртуозные элементы, не захочется пересаживаться с лошади на железного коня.