11.08.2008 | 12:33

Наивная живопись Елены Волковой

У Елены Волковой нет профессионального художественного образования, но отечественные и зарубежные коллекционеры охотятся за ее работами. Она не может объяснить, в каком стиле пишет, но ее имя уже внесено в британскую энциклопедию "наивного" искусства. Ее картины – это райский сад, где волшебных яблок хватает на всех, где люди и звери улыбаются друг другу. Свою последнюю работу Елена Волкова написала в 91 год. Откуда взялась ее детская вера в чудо и красоту мира? Рассказывают "Новости культуры".

Ей 93 года, она почти не видит, но помнит каждую деталь картины, написанной тридцать лет назад. "Здесь рыболов сидит, рыбка на удочке, здесь речка течет", – рассказывает она. "Народные гуляния" – это одно из самых известных ее полотен. На ковре из желтых листьев стол ломится от яств, скрипач играет рыбаку, а в синем платье за мольбертом, скорее всего, изображена сама художница. Елена Волкова не привыкла она давать интервью. Разве можно рассказать о своем творчестве другим людям, если она сама порой удивляется тому, что смогла написать. "Так она сама пишется, я только кисточкой проведу, а она уже и получилась. Я чуть-чуть прикоснусь с этой стороны, и уже чашечка выделилась и блюдце, и каждая конфеточка", – говорит Елена Волкова.

В 45 лет она впервые взяла в руки кисти. Хотела подправить картину сына, а получилось, что заново ее переписала. Первой работой стал автопортрет, а первый успех пришел уже через несколько лет. Коллекционеры за рубежом часто спрашивали: неужели ее картины – это и есть русские сказки? Однако на полотнах Волковой добро никогда не побеждает зло. Потому что зла и отрицательных героев там просто нет. "Характер у меня такой жизнерадостный. Все, что я вижу вокруг себя, очень красивое, все необыкновенное: растения прекрасные, земля усеяна цветами необыкновенной красоты, люди чудесные все", – поясняет художница.

Лев вовсе не царь зверей. Он больше похож на домашнего котенка. Серый волк тоже вряд ли кого-то способен испугать. Скорее, эти звери с человеческими глазами сами нуждаются в защите. Самое трудное, признается художница, сделать так, чтобы картина стала живой и чтобы места в этой картинной жизни хватило всем ее обитателям. "Все должны друг другу подпевать или помогать, как в хоре", – добавляет Елена Волкова.

В ее картинах кто-то видит библейские образы. Искусствоведы относят ее живопись к наивному искусству. Елена Волкова же признается: она хотела, чтобы зритель просто улыбнулся, взглянув на этот идеальный мир.