Новости проекта

12.07.2019 | 09:53

"Косморама XVIII" - новый необычный проект Музея Москвы

В Музее Москвы попытались создать машину времени, которая переносит в прошлое, и назвали ее «Косморама XVIII». Новый проект посвящен литератору, ученому и философу Владимиру Одоевскому и генерал-губернатору Москвы Михаилу Волконскому. Вернисаж посетила Анна Галинская.

Выставка эклектична. Это такая смесь истории и современности.Честно говоря, можно запутаться. Но если держать в голове название, то кое-что может и проясниться. Дело в том, что «Косморама» - это фантастическая повесть Владимира Одоевского. Написана в XIX веке.

Однако этот проект назван «Косморама XVIII», потому что столетием раньше жил Михаил Волконский. 10 лет он управлял Москвой, и на выставке представлены некоторые предметы того времени из фондов музея.

«Мы начинаем этот зал с потрясающей и уникальной серией гравюр коронации Екатерины II, которая не жаловала Москву, но при этом уважала. Здесь мы выстроили 3 райка, так называемых, то есть маленькие павильончики, в которые нужно смотреть в глазки и видеть волшебные сценки. Это и есть косморама в древнем понимании этого слова», - отметил куратор выставки Сергей Хачатуров.

В этих райках находятся и современные фигурки, и старинные кандалы с крестами. Вообще, основная часть экспонатов создана современными художниками. Само пространство выставки - трехчастное, и оно как лабиринт, чтобы прийти и потеряться и в смыслах, и во времени.

«Так представляется нам образ Москвы, какого-то городка XVIII- XIX века с запутанными улочками. При этом это кабинет-квартира - некая внутренность дома Одоевского, и оно представляется таким же запутанным, как и переулочки», - подчеркнул сценограф Степан Лукьянов. 

Кабинет реконструирован Степаном Лукьяновым и арт-группой «Север 7». Больше всего внимания привлекает рабочий стол, на котором и черепа, и вино, и разные инструменты.

Одоевского ведь называли «русским Фаустом», говорили, что он был алхимиком, а в его кабинете можно было потеряться так же, как в Бермудском треугольнике. Поэтому уже и не смущает отсутствие головы на его портрете. Князь дружил с Гоголем, и в его новеллах части тела тоже путешествовали. Голову можно найти там же, на выставке, и, кстати, не одну.

В общем, перед походом в музей, стоит подготовиться морально.

Анна Галинская

Новости культуры