11.08.2008 | 20:12

Наталия Каминская на "Худсовете"

31 июля В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" была театральный обозреватель газеты "Культура" Наталия Каминская.

Итак, что было, что будет и чем успокоится сердце театрала, на которого каждый сезон выплескивается невероятный поток театральных впечатлений. Был самый масштабный проект сезона –"Берег утопии" Бородина в Российском молодежном театре, девять часов сценического времени, посвященного нашей истории. Были две острые, провокационные постановки: "Роберто Зукко" Гинкаса в ТЮЗе и "Горе от ума" Туминаса в "Современнике". Был сложнейший выпуск спектакля "Женитьба" в Ленкоме, который все-таки был сыгран, несмотря на острую боль утраты. Несколько столичных театров взяли паузу, в их репертуаре вообще не было премьер. И, наконец, в театр, точнее, в Московский Художественный пришли всей семьей. Под занавес сезона там состоялась премьера спектакля "Конек-горбунок" Евгения Писарева, доказавшая, что жанр яркого, поэтического, музыкального театра для взрослых и детей по-прежнему востребован. Это, разумеется, такая пунктирная линия.

– Какие акценты Вы бы сами расставили на карте прошедшего сезона?

– К тому, что Вы сказали, я бы добавила еще "Бесприданницу" Петра Наумовича Фоменко. В связи с этим я бы добавила не совсем премьерный аспект. В этом сезоне состоялось два долгожданных новоселья. Одно – особенно долгожданное. У Мастерской Петра Фоменко. Собственно, под новоселье в новом здании эта премьера "Бесприданницы" была сыграна. И второе чудо, которое свершилось довольно быстро на наших глазах, это – здание получила Студия театрального искусства, руководимая Сергеем Женовачом. Они тоже сыграли премьеру под свое новоселье – рождественскую сказку Диккенса "Битва жизни".

– Вы согласитесь с тем, что театр вообще сегодня обладает большой свободой в плане репертуара. Я имею ввиду, что, например, театры "Сатирикон" и Вахтангова в прошлом сезоне не выпустили ни одной премьеры, так сложилось по творческим обстоятельствам, но это совершенно не значит, что театр буксует или, что там какие-то проблемы. Что сегодня нет такого плана – обязательно что-то выпустить.

– Да, конечно, плана нет. Но, мне кажется, для полноценной жизни театрального организма премьеры необходимы ежесезонно. И, конечно, никто не будет стоять с палкой спрашивать и никто не будет с линейкой подсчитывать. Но тот факт, что очень мало было премьер в сезоне, тем более – крайне мало премьер заметных, говорит, мне кажется, о печальных событиях.

– Были и новые назначения. Сергей Голомазов назначен руководителем театра на Малой Бронной, а Александр Галибин, это назначение практически под занавес сезона, летом, руководителем театра имени Станиславского. Как Вы прогнозируете ситуацию дальше?

– Что касается театра на Малой Бронной, то там настолько долгая и драматическая ситуация, что я могу только пожелать Голомазову успехов. Он начал тихо, он, видимо, присматривался. Он выпускал еще спектакль в другом театре, когда он начинал работать здесь, он сделал ставку на труппу, посмотрим, чем это закончится. Что касается Александра Галибина, это неожиданное решение. Я только тоже могу пожелать Галибину успехов. Хозяйство он принял очень тяжелое. Это он, видимо, осознает.

– При этом театральный сезон плавно перетекает: прошедшее-будущее. Много гастролей, что-то происходит, мы сегодня говорим об итогах прошедшего сезона, а уже завтра два столичных театра – на Бронной и Гоголя - откроют новый сезон, поэтому, может быть, какие-то тематические узлы, интересы – по тематике, по драматургии, потому что в прошлом году такой явной темы актуальной, как кажется, не было. Какая драматургическая канва будет наиболее востребована в следующем сезоне?

– Мне трудно прогнозировать, потому что собственной драматургической канвы у московского сезона не было вообще. Очень интересные были фестивали и очень интересные были гастроли. Начиная с "Золотой маски", Алекскандринка – безусловно, большое событие, она очень хорошую форму показала, но это тоже проект "Золотой маски", затем было два любопытных маленьких фестивальчика – Эдинбургский "Фриндж" и "Другой театр" из Франции. Я хочу отметить Фестиваль одной пьесы "Иванов", который провел Театр наций. Вот это было очень интересно.

– Вам кажется, что именно это фестивальное движение – такой импульс, который может подтолкнуть, инициировать интересные проекты в следующем сезоне?

– Я бы очень хотела, чтобы это фестивальное движение как-то бы воспламенило собственные амбиции и собственные желания наших стационаров.