12.08.2008 | 12:33

Маэстро Густаво Дудамель: из Венесуэлы в Милан

Одно из самых влиятельных европейских изданий, пишущих о классической музыке, – британский журнал "Граммофон" – обнародовал короткий список номинантов на свою ежегодную премию. Церемония состоится 25 сентября. Среди десяти претендентов – молодой венесуэльский дирижер Густаво Дудамель. Маэстро всего 27 лет, но в его послужном списке – работа с крупнейшими мировыми симфоническими оркестрами, гастрольные туры, участие в конкурсах и активная педагогическая деятельность на родине. Талант и трудолюбие молодого латиноамериканца высоко оценили старшие коллеги – мастера такого масштаба, как Клаудио Аббадо и сэр Саймон Рэттл. Два года назад Густаво Дудамель стал приглашенным дирижером в театре Ла Скала. Рассказывают "Новости культуры".

Демократичный в общении, но строгий за дирижерским пультом. Залогом успеха Густаво Дудамель считает умение дирижера готовиться к репетициям. "Дирижер иногда должен быть жестким, но в то же время нужно давать свободу музыкантам. Это открывает новые возможности", – говорит Густаво. Его жесты предельно точны, слух улавливает все нюансы игры музыкантов. В руках – обязательно дирижерская палочка. Дудамель считает ее продолжением своей руки и говорит, что так удобнее общаться с оркестром.

Сын музыканта, Густаво Дудамель начал заниматься музыкой в детстве. Когда ему было восемь лет, бабушка подарила ему дирижерскую палочку, а через четыре года Густаво уже дирижировал молодежным камерным оркестром в своем родном городе. "Когда мне было двенадцать лет, выдался случай встать за пульт. Дирижер опаздывал, я вышел на сцену. А когда появился маэстро, посмотрел на меня и сказал: "Можешь продолжать этим заниматься". Так я и стал ассистентом дирижера. Сначала все посмеивались и говорили: "Посмотрите на этого ребенка". Но вдруг все стало серьезно", – вспоминает Дудамель.

Эта история похожа на роман. Но еще удивительней история развития музыкального образования в Венесуэле. Чуть более тридцати лет назад по инициативе органиста, экономиста и политика Хосе Антонио Абреу и при поддержке правительства в стране начала работу специальная программа музыкального образования для детей из малоимущих и неблагополучных семей. "Мы имеем сегодня триста тысяч детей, увлеченных музыкой, сто пятьдесят молодежных оркестров и сто тридцать детских. А ведь тридцать три года назад в стране было всего два симфонических оркестра. Я сам участвовал в этой программе, а сейчас работаю с Венесуэльским молодежным симфоническим оркестром имени Симона Булевара. Дети должны дать только свое согласие на обучение музыке. Взамен их кормят, дарят инструменты. Но главное – меняется их жизнь. Ведь некоторые из этих детей даже имели судимости", – говорит дирижер.

Этот проект обходится правительству почти в тридцать миллионов долларов ежегодно. Но за тридцать лет это изменило не только музыкальную жизнь страны, но и само общество. Хосе Антонио Абреу был удостоен Нобелевской премии. Многие музыканты, прошедшие программу, получают работу в престижных симфонических оркестрах. А самый известный выпускник – это, конечно же, дирижер Густаво Дудамель, который в будущем сезоне возглавит Лос-Анджелесский симфонический оркестр.