13.08.2008 | 12:59

В Третьяковке восстанавливают предметы прикладного искусства

В собрании Третьяковской галереи – более ста тысяч единиц хранения. В сравнении с грандиозными коллекциями живописи и иконописи, собрание предметов декоративно-прикладного искусства кажется скромным, поэтому оно особенно дорого музею. Над восстановлением настоящего раритета – чайной пары работы Василия Кандинского – сейчас трудятся в реставрационных мастерских Третьяковки. Рассказывают "Новости культуры".

Василий Кандинский экспериментировал не только в области живописи и графики. Основатель абстракционизма увлекался также росписью фарфора. В запасниках Третьяковской галереи хранится чашка с блюдцем, выполненная по его эскизу. К сожалению, эта чайная пара попала сюда после неудачной реставрации. Когда-то она была разбита и плохо склеена. Был утерян один кусочек чашки. Прежде чем приступить к новой реставрации, нужно было расклеить старые швы.

До недавнего времени это можно было сделать лишь при высокой температуре. Теперь достаточно лишь растворителя. "Новые материалы отвечают последним современным требованиям. Они обратимы. Мы можем их склеивать и расклеивать заново. И в дальнейшем уже реставратор не будет сталкиваться с такой проблемой", – замечает заведующая отделом реставрации скульптуры Ольга Васильева.

Сегодняшние технологии позволяют даже заполнять определенной смесью утраченные фрагменты и затем тонировать швы. Так что на этот раз чашка с блюдцем Кандинского приобретет музейный вид. И хотя небольшой дефект останется, он не будет бросаться в глаза, как прежде. На столе у реставраторов оказался также шедевр из фарфора, сделанный неизвестным мастером на Императорском заводе во второй половине XIX века. Жанровая сценка называется "Демьянова уха" и иллюстрирует басню Крылова. "Мы видим тщательную проработку деталей, видим персонажей, видим тарелочки, видим штоф. Они сидят за накрытым столом на стульях. Один стул был очень серьезно поврежден и не очень аккуратно склеен", – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

Стульчик будет отреставрирован, но вот основание статуэтки, несмотря на утраты, решили оставить без изменения. "Было принято решение не раскрывать склейку на основании. Потому что на основании больше толщина шва, и это может привести к изменению в позолоте и изменению в тонировке", – поясняет Ольга Васильева. Главная заповедь реставраторов: не навреди. И они ее строго соблюдают.