05.07.2019 | 10:40

В Музеях Московского Кремля готовят экспозицию "Хранители времени"

В Музеях Московского Кремля готовят экспозицию «Хранители времени». Для публики её откроют 12 июля. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца покажут шедевры кремлевских коллекций, восстановленные за последние 5 лет. За монтажом выставки следила Юлия Струкова.

87 экспонатов, отреставрированных за последние пять лет, представят на выставке «Хранители времени». Предметы церковные и светские покажут в двух пространствах – выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца.

Это коронационное платье с длинным шлейфом - Марии Федоровны, супруги Павла I. Его монтируют втроем, не отвлекаясь на комментарии. Рядом – впервые отреставрированная за последние 70 лет – корона Анны Иоанновны.

«При общении с экспонатами такого уровня с таким количеством драгоценных камней, не нужно использовать перчатки, потому что они могут повредить экспонат, зацепившись за касты с драгоценными камнями. Поэтому и реставраторы, и хранители – те сотрудники, которые с ними работают – делают это голыми руками», - рассказал научный сотрудник Музеев Московского Кремля Федор Панфилов. 

«Мы берем в верхней части за самые тяжелые места, не давая короне больше деформации на нижней ленте. И спокойненько ее поднимаем и устанавливаем на место», - отметил художник-реставратор Музеев Московского Кремля Вадим Яковлев. 

Деревянные и перламутровые части парадных пистолетов XVII века подверглись серьезной реставрации. К тому же в одном из них была утрачена спусковая скоба.

«Для того, чтобы выполнить утраченную скобу, была использована вот такая силиконовая форма. И с ее помощью была отлита новая спусковая скоба, которая абсолютно идентична той, которая сохранилась», - рассказала куратор выставки, научный сотрудник Музеев Московского Кремля Ирина Масленникова. 

Шлем, подаренный польско-литовским посольством Федору Иоанновичу. Скорее всего сделан фламандцами в XVI веке по голландским гравюрам. Он был весь покрыт позолотой, но в 1737 году серьезно пострадал во время пожара. Очистить от следов гари его удалось только сейчас с помощью лазера. И теперь он предстанет на выставке таким, каким его не видели столетия.

«Эта икона поступила на реставрацию из Успенского собора. В XVII веке она находилась там, но создана была намного раньше. Конструкция доски указывает, что это было даже в домонгольский период», - рассказала художник-реставратор Музеев Московского Кремля Наталья Ляпокина. 

Черный слой – это потемневшая олифа XIX века. Пока его расчистили наполовину, впереди – исследования слоев предыдущих веков. Кропотливую работу сантиметр за сантиметром будут вести и после выставки годами. Но пока промежуточный итог работы реставраторов можно будет увидеть в Патриаршем дворце.

Юлия Струкова 

Новости культуры