13.08.2008 | 18:29

Алина Федорович на "Худсовете"

В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" была руководитель Фестиваля коллекций современного искусства Алина Федорович.

В сфере коллекционирования нет, наверное, занятия более рискованного, чем собирание современных актуальных произведений. Что канет в лету, а что буквально на наших глазах превратится в классическое наследие? Вряд ли Фестиваль коллекций современного искусства однозначно ответит на этот вопрос, но очевидно одно: зрители погрузятся в атмосферу художественной жизни, которая разворачивается в реальном историческом времени. Абстракционизм и концептуальный трэш, религиозная тематика и шестидесятники, имена, которые у всех на слуху, и художники совсем молодые. Одно из главных событий фестиваля – масштабный показ современного видеоарта и медиаискусства. У нас будет возможность интерактивно поучаствовать в создании артефактов, а также проследить ключевые тенденции в развитии аудиовизуальной культуры.

– Алина, но даже бегло просмотрев расписание фестиваля, поражаешься тому, как много имен и произведений на нем представлено. Каковы были критерии отбора и, вообще, стоял ли перед Вами вопрос: что здесь "сор", условно говоря, а что цветы"? Или это не важно в данном случае?

– Мы постарались показать разные уровни коллекционирования современного искусства, начиная от государственного, это – коллекция видеоарта, представленная ГЦСИ, потом идет такая серьезная организация, как "МедиаАртЛаб", которая на протяжении многих лет занимается музеефикацией, архивированием, коллекционированием искусства новейших технологий. И дальше мы переходим к частным коллекционерам, которые какие-то свои вкусы и заявки показывают на нашем фестивале. Особый проект у нас будет посвящен журналу "А-Я" - журналу неофициального русского искусства, который выходил в Париже в течение семи лет. И сейчас мы хотим показать все, что с ним связано, вспомнить имена, события, документы, работы, которые были представлены в журнале.

– Многие направления современного актуального искусства пришли к нам с Запада по понятным причинам. И поэтому стремление вписаться в мировой контекст вполне очевидно и закономерно. И все-таки, российские художники сохраняют какую-то свою оригинальность? Если да, то в чем она состоит?

– Почти все российские художники сохраняют оригинальность. Конечно, видеоарт и медиаискусство – более унифицированы, нередко трудно понять, где сделана работа, а традиционные техники более узнаваемы и близки сердцу русского любителя искусства.

– Судя и по Вашему проекту, и по многим другим выставкам последних лет, можно сделать вывод о том, что видеоарт постепенно теснит позиции других видов искусства. Это действительно так?

– Может быть, потому что видеоарт отличается тем, что осмысливает те же современные проблемы только современными средствами. Это неминуемо, потому что, если мы дома окружены техническими новинками, то и искусство нам хочется воспринимать тоже в адекватном представлении. Поэтому, может быть, те же проблемы, что поднимались пятьдесят лет назад с помощью живописи, графики и скульптуры, можно подать более интересно и затронуть молодые умы. Тем более, что часто медиарт использует такие приемы, как интерактивность и какой-то аттракцион.

– А есть ли, кстати, четкая граница между видеоартом и, предположим, каким-то экспериментом или мультимедийным дизайном?

– Есть. Эту проблему пытается раскрыть и решить как раз "МедиаАртЛаб". Люди просто придут на выставку, которая откроется на "Фабрике", и посмотрят на усилия, которые предприняты в этом направлении.

– В концепцию проекта очень много выставок включено, на какие события фестиваля Вы посоветуете обратить особое внимание?

– Трудно выделять что-то одно из того, что ты сам же почел достойным и из чего ты составил фестиваль, но мне очень хочется, чтобы люди пришли и посмотрели на выставку, посвященную журналу "А-Я" и, я уверена, что будет очень интересно прийти на выставку "Медиамузей", которую организовал "МедиаАртЛаб". Я думаю, что любая коллекция интересна тем, что представляет скорее даже человека с его представлениями о современном искусстве, с какими-то личными пристрастиями. И можно из уже знакомых, виденных давно работ, но сгруппированных каким-то особым способом, посмотреть, как меняются концепции, и какие-то акценты расставляются.

Все материалы темы>>>