14.08.2008 | 19:36

"Ленкомовская Струна" Маргарита Струнова

Маргариту Струнову в родном театре называли "ленкомовская Струна" – за изящество, деловитость и подтянутость. Она была из тех актрис, которые дарят художнику или мастеру подлинное вдохновение, не требуя за свои бесценные дары никакой компенсации. Сегодня исполнилось семьдесят лет со дня рождения народной артистки России. Рассказывают "Новости культуры".

Один театр, один мужчина – Маргарита Струнова не меняла своих привязанностей. Попав в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола, она посвятила "Ленкому" сорок восемь творческих лет. Выйдя замуж, а потом потеряв любимого супруга, она не пыталась заново построить личную жизнь. И все же была в жизни Маргариты Струновой одна мечта, которой она изменила. Она хотела быть балериной, но почему-то белоснежным пачкам и пуантам на сцене предпочла платья и каблуки.

В 1960 году Струнова окончила Театральное училище имени Щукина. В 1963 году в "Ленком" пришел режиссер Анатолий Эфрос, и она работала в его команде. Популярность актрисе принесли роли в таких спектаклях Эфроса как: "В день свадьбы", "104 страницы про любовь", "Мой бедный Марат", "Мольер". Новая эпоха в жизни Театра имени Ленинского комсомола и в жизни Маргариты Струновой началась в 1973 году с приходом режиссера Марка Захарова. "Она была совсем молодой, когда я ее увидел. Была такая девочка остроносенькая. Запомнил, что острый носик был, был такой хитрый глаз", – вспоминает Марк Захаров. С первых минут встречи режиссер понял, что перед ним был человек незаурядный.

Казалось, актерский диапазон Маргариты Струновой не имел границ. "Она была очень характерной актрисой", – уточняет Марк Захаров. "Мне посчастливилось с ней встретиться на спектакле "Мудрец". Мне казалось, что Маргарита Ивановна может все сыграть – от социального до комедийного – огромный спектр, и даже, наверное, и трагическое", – рассказывает народный артист России Виктор Раков.

В отличие от многих коллег по театральному цеху, за Маргаритой Струновой не числилось каких-либо актерских причуд и капризов. Разве что... "Была жадная до ролей безумно. Она так всегда ждала хоть маленькую, но роль, чтобы выйти на сцену. И она всегда даже в маленькой, небольшой роли была хороша", – замечает народный артист России Александр Збруев.

По мнению режиссеров, особенно ей удавались комедийные ситуации. "В русском театре такое было амплуа очень редкое – "комедийная старуха". Маргарита Ивановна к этому шла. Она, конечно, не дошла до этого, и жизнь оборвалась печальным образом", – добавляет Марк Захаров.

Однако даже тяжелая болезнь не стала преградой между сценой и актрисой. "Она вышла на спектакль буквально за неделю, за десять дней до того как ее не стало. И помимо мастерства актерского и замечательных актерских качеств, я вдруг увидел очень мужественного человека, который боролся до последнего", – поясняет Виктор Раков. "Она говорила такую фразу: "Работа лечит". И когда она работала, ей становилось легче", – отмечает Александр Збруев. Воспитание сына, десятки ролей, сорок семь спектаклей в месяц и еще педагогическая деятельность. "Я вел курс, а она была на нашем курсе педагогом. Ее совершенно безумно любили студенты и всегда говорили о ней самые теплые слова", – вспоминает Збруев.

Маргариту Струнову студенты называли "мамочка", а она их: "Деточка, ну сделай вот так вот. Детонька, ну, что же ты". Роль Арины Пантелеймоновны в спектакле "Женитьба" режиссера Марка Захарова стала последней. "Ее палитра, многообразие ее красок было ошеломляющим, и я очень ей благодарен за то, что судьба послала мне в театр "Ленком" такую актрису", – говорит Марк Захаров.