15.08.2008 | 12:28

Вечные вопросы Александра Гажура

Вечные вопросы бытия в наши дни продолжают волновать не только литераторов, но и художников, хотя этот выбор предполагает особую ответственность автора. Излюбленные темы Александра Гажура сродни идеям Иеронима Босха: тайны мироздания, жизнь и смерть, порок и добродетель. Склонность насыщать каждое свое полотно шифрами Гажур также унаследовал от великого голландского мастера философских фантасмагорий. Живописец немало времени посвятил дотошному изучению средневековой истории, толкованию библейских текстов, а недавно увлекся учением дзэн. К двадцатилетию творческой деятельности Александра Гажура в Центральном доме художника открылась ретроспективная выставка его работ. Рассказывают "Новости культуры".

Картины Александра Гажура загадочны и символичны. Они населены множеством фигур, которые для художника являются знаковыми. Сам автор относится к картине как к тексту для считывания информации. Этот условный язык он унаследовал от художников средневековья. Мастер использовал символику, работая над иллюстрациями к "Божественной комедии" и " Апокалипсису". Параллельно Гажур создавал и станковые картины на те же темы.

На выставке представлены лишь избранные произведения из этих циклов, а вот картина, под названием "Соломенный зонтик" принадлежит другой серии. Она навеяна стихами японского поэта Басе и дзэнской культурой. "Рассматривает человека как часть микрокосмоса – то есть одновременно и фрагмент мира, и зеркало этого мира. И весь мир в нем заключен, и он в этом мире. Эта обезьяна является зеркалом души", – поясняет Александр Гажур.

Символику цвета художник использовал в картине "Бегство в Египет". Белый – цвет чистоты и невинности. Это центр композиции – фигура женщины с ребенком, убегающей от Ирода. Все остальное пространство картины залито красным цветом. "Красные дома – это ужас , который исходит от этого города, в который едут солдаты Ирода, чтобы уничтожить всех младенцев. То есть это символ ужаса", – продолжает Александр.

Художник часто использует библейские притчи, чтобы рассказать о том, что его волнует. Одна из его картин "Золотой берег" была написана в 1996 году. Среди ее персонажей – люди различных профессий, которые в погоне за наживой забывают обо всем на свете. "Они меняют все на что-то одно. Одномерный человек. Как у Маркуса: когда человек теряет свою трансцендентность, свою сложность, он превращается просто в некий элемент, вроде банковской карты", – говорит Гажур. А у берега уже стоят корабли, груженые золотом. Куда они поплывут и не утонут ли по пути – решать зрителям.