18.08.2008 | 10:53

"Планета клоунады" – лекарство от московской хандры

К немногим вещам человечество относилось так же серьезно, как к смеху. К примеру, Гиппократ считал смех важнейшим средством в борьбе с болезнями. Лекарством от летней московской хандры стал фестиваль "Планета клоунады", завершившийся в столице. В течение пяти дней на сцене московского ТЮЗа выступали мастера пародии, эксцентрики и пантомимы – корифеи жанра и начинающие коллективы со всей страны. Рассказывают "Новости культуры".

Каждый клоун на фестивале сам себе драматург и режиссер, гример и модельер. Дизайнерская задумка группы "Шари-вари" – костюм Карлсона, к которому прилагается шутовской колпак. Кажется, они импровизируют всегда и везде – и не важно, находится ли клоун на сцене или за кулисами.

Истории о том, как все начиналось и почему эти артисты выбрали для себя нелегкий жанр клоунады, во многом схожи. "Когда я был мальчиком и мне было пять лет, папа впервые меня привел в цирк шапито. Я не знал, что на свете цирк бывает, и я был просто очарован", – рассказывает артист Московского цирка на Цветном бульваре Борис Оскотский. "Была перемена, вышла учительница – это был третий класс. Мы баловались. Она сказала: "Может еще кто-то на голову встанет?" – я встал. Вот с этого и началось", – вспоминает артист дуэта "Wery & Well" Владимир Стариков.

Потом для каждого начались годы учебы и упорного труда, экспериментов и поисков. Попытки придумать своего маленького человека и свою философию и, конечно, попробовать угадать, на что сегодня есть спрос и каким должно быть предложение. "Клоунада меняется, спрос – не знаю, но классические варианты уходят", – убежден Владимир Стариков. "Куда бы человек ни пришел, фактически он приходит удивляться. Он хочет увидеть то, чего нет в жизни. Он хочет, чтобы ему кто-нибудь поднял настроение", – считает Борис Оскотский.

На фестивале "Планета клоунады" нет конкурсов. Это искусство ради искусства, смех ради смеха. За каждым номером стоят месяцы, годы и десятилетия работы. "В процессе выступлений от раза к разу появляются корючки, нюансы", – замечает художественный руководитель комик-группы "Маски шоу" (Украина) Георгий Делиев. "С трудом, в тяжелых муках, когда-то от музыки, иногда сидим в хорошем настроении, кто-то предлагает идею, подхватываем, начинаем импровизировать", – говорит артистка театра музыкальной эксцентрики и пародии "Бим-Бом" Юлия Герасимова.

Так сложилось, для этого фестиваля не было создано ни одного нового номера. Лучшие номера передаются по-наследству от клоуна к клоуну. "Хороший номер "Асисяй" Полунина был сделан двадцать лет назад, "Канарейки" был сделан двадцать лет назад и сейчас пользуется популярностью. Очень мало что можно поставить в один ряд. Это такой жанр, который тяжело делается", – утверждает организатор фестиваля Александр Докаленко.

Клоуны традиционно превращают сценическое действо в фарс, но, паясничая и кривляясь, они не уступают в мастерстве профессиональным акробатам, фокусникам и танцорам. Большинство коллективов – постоянные участники "Планеты клоунады". Для многих это единственная возможность показать российскому зрителю свое искусство.

Читайте также:
"Надувное шоу" на фестивале "Планета клоунады"