09.06.2019 | 19:45

В Берлине прошел фестиваль "Мир русского театра"

Невозможно не заметить, как живёт и развивается в наши дни дело выдающегося импресарио Сергея Дягилева. «Русские сезоны», теперь уже воспринятые российским государством как очень действенный метод культурного диалога, проводятся уже не в одной только Франции, а ещё и в Японии, в Италии и теперь вот в Германии – в Дрездене, Цербсте, Берлине. В Берлине прошел фестиваль «Мир русского театра».

Адаптироваться к чужому сценическому пространству для этих актеров не впервой. И дело не только в активной гастрольной деятельности. У театрального центра «Апрелик» из Парижа более 10 лет не было собственной площадки. Дети, словно артисты бродячего театра, в поисках свободной сцены переезжали из одного пригорода в другой. Русский детский театр появился в Париже 14 лет назад для того, чтобы дети русских эмигрантов играючи изучали язык Пушкина и Толстого. Сегодня в труппе 150 человек, которых называют послами русской культуры во Франции.

Сколько таких проводников русской культуры за рубежом - неизвестно. Официальной статистики нет. Русские театры есть в разных уголках планеты - от Бостона до Коста-Рики. Только в одной Германии их более 70. Одна из главных задач фестиваля «Мир русского театра» - собрать эти коллективы вместе. У этого фестиваля нет жюри и лауреатов. Это скорее презентационная площадка для театров, которые могут встретиться с новым зрителем. В программе 7 спектаклей из 8 стран. Несмотря на отсутствие громких имен на афишах, все билеты уже давно раскуплены.

В Великобритании русский театр только начинает движение, один из пионеров которого - лондонский коллектив «Хамелеон» - профессиональный театр без помещения, труппы и большого репертуара. Здесь используют западный проектный подход: сначала выбирают пьесу, затем под нее подбирают режиссера и необходимые типажи, находят помещение для репетиций, пару вечеров играют спектакль и приступают к поиску нового литературного источника. Только за прошлый год постановки русского театра увидели более 4 тысяч зрителей. Из них примерно 15 процентов - англичане.

Влада Лемешевская, создатель и руководитель театра «Хамелеон»: «Англичане очень любят русскую классику, особенно Чехова - это второй по популярности писатель после Шекспира... Ставим спектакли с учётом их вкусов».

В берлинской программе не только показы. После каждого спектакля - обсуждение с экспертами. Для этого из Москвы приехали педагоги, театральные критики, режиссеры, актеры. Секретами мастерства поделилась Ольга Тумайкина. Актриса признается: общение с этими коллективами может обернуться полезным мастер-классом и для многих столичных театров. «Я люблю, когда гениальность равняется простоте. Все то, что говорили наши мастера - Симонов, Вахтангов, Любимов, - можно осуществить и показать историю обычным языком, призывая свою фантазию, свои знания», - говорит она.

Владимир Иванов, заслуженный артист России: «Это нужно людям и тем, кто находится по ту сторону рампы и по другую. Это взаимообмен энергии, в этом и есть самое главная особенность театра - здесь и сейчас, момент, который никогда не повторится».

По календарю фестиваль в Берлине завершается, но работа форума продолжится. В сентябре самобытность русских зарубежных театров можно будет увидеть в Москве. С гастролями приедут три театра из Варшавы, Израиля и Нью-Йорка.

Алия Шарифуллина

Новости культуры