19.08.2008 | 11:15

Мечта Ивана Цветаева становится реальностью в XXI веке

Профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев в конце жизни однажды сказал: "Семья мне не удалась, зато удалось служение родине". Он создал первый в России музей изящных искусств. Цветаев мечтал о превращении любимой Москвы в европейский центр преподавания истории искусства. Закладка здания нового музея в центре города на Волхонке состоялась в августе 1898 года, 110 лет назад. Тогда Цветаеву удалось собрать 9 тысяч экспонатов. Сегодня коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина входит в число крупнейших мировых коллекций. Рассказывают "Новости культуры".

Директор музея Ирина Антонова: "Приехал царь со свитой, и была капсула погружена в такое сооружение. Он сказал: "Здесь будет музей". Вот такой момент был".

Музей задумывался по принципу "Альбертино" – галереи слепков в Дрездене. Его концепции посвящена недавно вышедшая книга "Устроить в Москве маленький Альбертино". К 100-летию закладки музея был выпущен альбом, в котором много архивных материалов и фотографий. Ирина Антонова еще застала двух сотрудниц Ксению Малицкую и Веру Шелейко, пришедших в музей сразу после его открытия и знакомых с Иваном Цветаевым. Ирина Антонова признается: "Я иногда говорю, что с Иваном Владимировичем Цветаевым, так сложилась жизнь, я как бы знакома через одно рукопожатие".

Еще при создании Музея слепков Иван Цветаев мечтал о музейном городке. Реальностью это становится только сейчас. Недавно английскому архитектору, создателю стиля хай-тек Норману Фостеру предложили придумать концепцию музейного городка. "Он может строить какие-то невероятные небоскребы, самые экстравагантные здания, - говорит Ирина Антонова, - вместе с тем, он очень чувствителен к традиции, к классическому началу, к диалогу между старым и новым".

Уже в сентябре проект Нормана Фостера будет представлен на архитектурной биеннале в Венеции, а в ноябре в музее пройдет конкурс. Однако сейчас ясно, что концепция Фостера пришлась кстати. "Нам не приходило в голову, наши переулки, которые окружают музей, сделать там аллеи, засадить их деревьями, сделать эту зону только пешеходной. Я посмотрела и сразу ахнула. В самом деле это замечательно".

За последние годы музей заметно расширился. Недавно там появились два античных зала. Вокруг основного здания разместились галерея искусства XIX - ХХ веков, отдел личных коллекций и детский центр. Это дало возможность на одну треть расширить экспозицию. Сегодня главная задача - построить новое здание фондохранилища, потому что коллекция музея увеличилась в 70 раз, с 9 до 800 000 тысяч экспонатов. Когда появится музейный городок, экскурсии можно будет проводить не только по выставочным залам, но и по зданиям. Строения, окружающие музей, были созданы в разные времена: церковь святого Антипия в XVI веке, Дом графики - постройка 1825 года, основное здание музея - 1912 года.

Ирина Антонова: "Мне очень хотелось бы, чтобы XXI век на этой же территории оставил и здания XXI века. Меня это нисколько не пугает. У нас получается не только музейный городок, а городок архитектурных стилей, в какой-то степени. Почему бы нет?".

В настоящее время решается вопрос о передаче Музею изобразительных искусств зданий Института философии, бывшей усадьбы Голицына. Создание музейного городка позволит в два раза увеличить его экспозицию.