19.08.2008 | 12:41

Коко Шанель: "У моды две цели – удобство и любовь"

"Если у моды есть имя, то ее зовут Коко". Та, о которой шутили современники, наверняка оспорила бы эти слова со всей присущей ей категоричностью. Подлинное имя Коко Шанель – Габриэль. "Мода есть то, что выходит из моды" – так утверждала она сама. Сделав самому суетному из искусств безжалостную инъекцию здравого смысла, Габриэль Шанель создала не новую моду и даже не новый стиль, а новый тип женщины ХХ века. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения величайшего дизайнера современности. Ибо то, что изобрела Шанель, будет вечно актуальным, как и сама жизнь. Рассказывают "Новости культуры".

Законодательница моды, ставшая ее классиком, Коко Шанель начинала как авангардист. Новые материалы, новые формы для новой женщины. Материал, из которого она шила женские костюмы в годы Первой мировой, до нее использовали только для мужского белья. "Маленькое черное платье" и духи "Шанель №5" – абстракции, конгениальные художественным открытиям 1920-х годов. Черное платье – это практически "Черный квадрат", только вместо универсального смысла – универсальная практичность. А содержимое геометрического флакона – первый абстрактный аромат. В нем восемьдесят четыре компонента, в том числе альдегиды – синтетические вещества, которые тогда только были открыты. И название, как у композиции Кандинского, – "№5".

"Шанель. По законам искусства" – эта выставка прошла в прошлом году в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Директор музея вспоминает, как в детстве папа привез маме из командировки "Шанель №5". "Когда они уходили в театр, залезала в шкаф и нюхала платья, которые пахли этими духами. Осталось на всю жизнь", – признается Ирина Антонова.

Одна из первых деловых женщин, Шанель знала, что нужно женщинам для активной городской жизни. Шанель умела отсекать лишнее. Готовя коллекцию, она прямо на модели отрезала от платья все, что стесняет движение. Корсеты, огромные шляпы, оборки и рюши. Она считала, что это все вещи, лишенные здравого смысла. Многие из ее нововведений позаимствованы из мужской моды: матроска, фетровая шляпа, брюки, рубашка, пижама и даже купальный костюм. Однако в ее руках все эти вещи приобретали женственный вид. "У моды две цели, – говорила она, – удобство и любовь". Если ради первого она изобрела женские брюки, то ради второго она позднее их отрицала. "Я не переношу, когда женщины носят брюки. Без любви женщина нуль и ничего больше", – добавляла она.

Шанель – первый гений саморекламы в мире моды. Ее имидж свободной и самостоятельной женщины, ее богемный и одновременно буржуазный образ жизни, ее связи с аристократическими фамилиями и знаменитыми художниками – все это способствовало успеху стиля Шанель. "Я тогда пыталась себя изменить. Менялась я, а не мода. Просто, я была в моде", – говорила Коко. Даже после семидесяти она по-прежнему оставалась влиятельнейшей фигурой и продуктивным дизайнером. Шанель придумала, как обмануть время и саму моду, ведь изобретенная ею классика из моды не выходит.

К 125-летию со дня рождения Шанель наш канал покажет французский документальный фильм "Габриэль Шанель. Бессмертный стиль". Смотрите ленту 23 августа в 22:20.

Читайте также:
Коко Шанель: стиль как идея современности