19.08.2008 | 19:36

Лето перемен в Егорьевском историко-художественном музее

Нынешнее лето в Егорьевском историко-художественном музее будут вспоминать как время уникальных находок, которые были обнаружены в фондах. Теперь музей является обладателем одной из крупнейших в России коллекций русской лубочной живописи. Еще одно достижение, которым гордятся в Егорьевске – победа в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире". Это дало возможность оформить экспозиции с использованием новейших технологий. Рассказывают "Новости культуры".

Двадцать лет назад музей переехал в отреставрированное здание в центре города. Его внутреннее оформление – последняя работа знаменитого Евгения Розенблюма, который оформлял Музей Пушкина на Пречистенке. Заканчивали уже без него. "Раньше здесь был амбар, потом сделали каминный зал. Доминанта – это камин", – рассказывает директор музея Наталья Артемова.

Основу коллекции музея составляет собрание купца Михаила Бардыгина. Он скупал модную в XIX веке лубочную живопись, которая сейчас тоже переживает пик спроса. В фондах была обнаружена целая серия, посвященная эпохе Петра Первого. Шесть работ уже отреставрированы. Кроме того, определены названия – они написаны прямо на лицевой стороне картин. В результате открылись парадоксальные факты. Например, белая фигура, которую много лет принимали за болеющего герцога Ришелье, оказалась его статуей. "Она была хуже других. По книге – Великий Петр у Герцога Ришелье. Но не получается по хронологии. Герцог жил на восемьдесят лет раньше. После реставрации стало ясно, что он у скульптуры", – поясняет хранитель фонда живописи Светлана Хлебникова.

"Петр Великий берет от князя Меншикова Екатерину", "Петр Великий коронует императрицу Екатерину". Художники брали наиболее расхожие сюжеты из жизни императора, списывая их с известных гравюр. Упрощенная техника менялась редко. Например, картина "Петр Первый в голландском кабачке". "По стилю это сопоставимо с голландскими живописцами XVII века. Брутальный стиль", – отмечает специалист.

Художники вольно обращались с хрестоматийными сюжетами. Например, европейскую одежду заменяли на принятую в Николаевскую эпоху – "а-ля-русс". Так, Екатерина Первая коронуется в русском сарафане. Нонсенс – с исторической точки зрения. Но таковы были вкусы заказчиков, которым следовали художники. Они, кстати, не подписывали работы, и их имена, скорее всего, так и останутся неизвестными. "Если вот эти две картины можно отнести к одному художнику, то эта – другой руки. Над этим нужно работать", – говорят в музее.

За последнее время музей пережил много позитивных перемен. Из хранилища он постепенно превращается в зону интерактивного общения. Старинные экспонаты могут говорить на современном языке. "Вы видите коллекцию стекла XVIII – XIX века. Это одна из крупнейших коллекций музея. Мы выиграли грант благотворительного фонда, сделали экспозицию. Феерия света", – показывает Наталья Артемова. Недавно музей выиграл конкурс "Первая публикация". Так что все открытия вскоре будут изданы в специальном альбоме.