20.08.2008 | 11:22

Комиксы на бетонном заборе

Современный мегаполис, как гигантская арт-площадка – это Екатеринбург. Там проходит Фестиваль современного искусства "Длинные истории–2008". По традиции, его главное действо разворачивается прямо на улицах города. Участники форума доказывают: если подходить творчески, то можно преобразить даже самый унылый индустриальный пейзаж. Все, что необходимо – это воображение, краски и серые поверхности бетонных заборов. Рассказывают "Новости культуры".

Картины длиной пять километров, почти тысяча тонн фасадной краски. Таков итог шести фестивалей современного искусства в городской среде. Сами организаторы называют фестиваль "срочной реанимацией городского пространства".
Дизайнер Арсений Сергеев признается: огороженные грязно белыми бетонными заборами строительные кварталы вызывали у него клаустрофобию. Визуальность в городской среде регламентировали в основном рекламные образы. На борьбу с индустриально-рекламным пейзажем бросили художественные силы со всей страны, больше двадцати художников от Москвы до Комсомольска-на-Амуре.

рсений Сергеев, художник, куратор фестиваля современного искусства "Длинные Истории Екатеринбурга-2008", говорит: "Мы не эстетизируем пространство, это попутно само собой происходит. Мы вносим в город новое содержание. Искусство дает людям пищу для размышления, для каких-то новых эмоций".

В этом году идею фестиваля сформулировали коротко – "комикс", разумеется, в картинках, где каждая бетонная секция соответствует кадру традиционного журнального комикса. Художникам предложили создать визуальные истории, развернутые в пространстве города, истории, которые будут "считываться" по мере продвижения зрителя вдоль них. Завязка, кульминация, развязка, один забор – одна история или серия коротких историй одного автора.
Художник из Екатеринбурга Наталья Пастухова свою работу назвала "О чем думают собаки". Мировоззрение у четырехногих персонажей получилось почти человеческим.

Всего в рамках фестиваля будет реализовано порядка 10 проектов на бетонных заборах. Вопрос "что рисовать" не стоял. Разрешено все, кроме насилия. Реализацией проектов занимаются волонтеры, в основном, студенты Архитектурной академии. Причем исполнители не всегда согласны с позицией автора, они готовы вносить изменения в эскизы, чтобы окончательный вариант стал как можно интереснее.

Монументально-бетонной живописью фестиваль не ограничивается. С каждым годом фестиваль расширяет свои рамки, внедряясь в новые городские пространства. В разные годы это были и памятник компьютерной клавиатуре и картины на биллбордах. На этот раз организаторы "Длинных историй" решили устроить открытие фестиваля во дворе "нашего детства". Огромная надпись на двух языках на гаражных воротах – своеобразное предисловие к инсталляции.

Дизайнер Александр Баженов, участник фестиваля, поясняет, что в рамках инсталляции будут собраны предметы, которые будят приятные воспоминания детства. Такими предметами, по его мнению, станут старые вещи, которые были в любом дворе, от бельевых веревок с бельем, которое на них сохнет, до скворечников, которые были в каждом дворе.

Художники не скрывают, проект направлен на изменение имиджа Екатеринбурга – современного демократичного, мультикультурного города. В 2008 году фестиваль "Длинные истории" был номинирован на участие в федеральном проекте "Семь чудес России" и единственный из номинантов от уральской столицы вошел в полуфинал.