20.05.2019 | 23:40

В Москве рассказали о ходе реставрации картины "Иван Грозный и сын его Иван"

О ходе восстановления полотна Репина «Иван Грозный и сын его Иван» рассказали журналистам в Третьяковской галерее. Напомню, год назад картина была повреждена вандалом. Что уже сделано реставраторами и что еще предстоит – узнала Анна Брановец.

Этот уникальный стол Третьяковская галерея заказывала, а российские инженеры проектировали специально для работы над картиной Ильи Репина. Впечатляют как размеры ‒ 3,30 на 2,5 ‒ так и маневренность установки. Благодаря подъемному механизму полотно можно располагать вертикально или горизонтально и даже работать с ним лежа. Кроме затекающей шеи, реставраторам приходится мириться с прохладой, картина потребовала особых климатических условий и черного цвета стен, другой мог бы исказить оттенки, выбранные художником. Но главное условие ‒ отсутствие влажности. Именно она стала причиной того, что, кроме травматического повреждения, картину нужно «лечить» от хронической болезни: регулярное отставание красочного слоя от грунта. Над проблемой безуспешно бились многие поколения реставраторов.

«Мы оказались в критической точке, когда мы не можем уже дальше обходиться консервационными мероприятиями. Мы оказались именно той командой, которая получила тяжелобольную картину, которая получила тяжелейшие удары», ‒ поделилась главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Закрепить полотно на столе планируют с помощью сорока магнитов со специальным креплением. Их расположение как раз сейчас утвердили на цветной фотографии полотна.

«Мы сделали специальную металлизированную поверхность, которая прикрепляется магнитом. Закупили специальные неодимовые магниты, к которым будет крепиться картина для процесса реставрации», ‒ рассказал директор компании по производству музейного оборудования Юрий Ломакин.

Сколько времени займет реставрация ‒ прогнозировать не берутся, подчеркивая, спешка в этом деле не уместна.

«Все, что связано с этими процессами ‒ это очень сложно, должно быть сделано без нажима того, что тикают часы. Одно неверное движения, и мы окажемся перед новой проблемой», ‒ объяснила директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это кадры от 25 мая прошлого года, когда вандал нанес по полотну три удара металлической стойкой. В результате разбито защитное стекло, в нескольких местах состояние поврежден холст и деревянный щит под ним. Целый год ушел на то, чтобы изучить состояние картины, составить план работ. И, наконец, можно приступать к реставрации.

Анна Брановец

Новости культуры