20.05.2019 | 19:51

О ходе восстановления полотна Репина "Иван Грозный и сын его Иван"

О ходе восстановления полотна Репина «Иван Грозный и сын его Иван» рассказали журналистам в Третьяковской галерее. Напомню, год назад картина была повреждена вандалом. Что уже сделано реставраторами и что еще предстоит, узнала Анна Брановец.

«В одной черной-черной комнате» находится одна из самых знаменитых исторических картин русской живописи. Мастерскую в Третьяковке создавали специально для ее реставрации. Нужно, чтобы цвет стен не мешал воспринимать оттенки полотна, температура была постоянной и не слишком высокой, но главное условие - отсутствие влажности. Именно она стала причиной того, что, кроме травматического повреждения, у картины обнаружили еще и хроническую болезнь: регулярное отставание красочного слоя от грунта. Над проблемой безуспешно бились многие поколения реставраторов.

«Мы оказались в критической точке, когда мы не можем уже дальше обходиться консервационными мероприятиями. Мы оказались именно той командой, которая получила тяжелобольную картину, которая получила тяжелейшие удары», - поделилась главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Полотно разместят на особом столе. Он сделан специально для этой картины и не имеет мировых аналогов. Картину закрепят на поверхности с помощью четырех десятков разнокалиберных магнитов. А благодаря подъемному механизму ее можно разместить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Реставратор сможет работать даже лежа.

«Прибытие этого стола дает возможность приступить к самым серьезным этапам реставрации этого произведения», - подчеркнула генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Сколько времени займет реставрация, прогнозировать пока не берутся: очень масштабны повреждения картины. Это кадры от 25 мая прошлого года, когда вандал нанес ей три удара металлической стойкой. В результате - разбито защитное стекло, в нескольких местах повреждено полотно и деревянный щит под ним.

Это уже второе нападение на знаменитую картину. В 1913 году три удара ножом ей нанес молодой иконописец. И тогда, и сейчас реставраторы действовали методом дублирования - то есть прикрепляли сзади еще один поддерживающий холст. Впрочем, это только один из десятков приемов, к которым придется прибегнуть, чтобы полотно Репина смогло вновь переместиться из реставрационной мастерской в зал Третьяковской галереи.

Анна Брановец

Новости культуры