15.05.2019 | 09:21

"Российская архитектура. Новейшая эра". Выставка-исследование в Музее имени Щусева

Архитектура как часть истории страны. В Музее имени Щусева открывается выставка, ставшая результатом исследования эволюции российской архитектуры за последние 30 лет и влияния на нее социальных и культурных событий.

«В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный – музей Маяковского», – писал историк и архитектурный критик Григорий Ревзин. Проект конца 80-х годов – предвестник тогда только вызревавшего новаторства российской архитектуры. «Выплеск энергии, копившейся многие годы» – так это формулируют сегодня. Именно тогда, ровно 30 лет назад появились первые авторские мастерские и свободная, порой даже хулиганская, архитектура.

«Заказчики были немножко другие, чем сейчас. Они были более наивно-доверчивыми. И поэтому появлялись такие странные сооружения, вроде моего. По современным понятиям – вещь неправильная. Но им хотелось красоты, некой необычности. И в данном случае был сделан такой образ - кораблик, который куда-то плывет», - рассказывает заслуженный архитектор России Алексей Бавыкин.

А плыл он в период массового преобразования городов с оглядкой на западные образцы. Архитекторы устремляются ввысь - появляются небоскребы; строят здания из стекла и металла. Эпоха торговых и бизнес центров. В Россию начинают приглашать зарубежных специалистов, которые конечно привносят свежую струю, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это – презентация проекта нового здания Мариинского театра от американского архитектора Эрика Мосса. Концепцию сам автор назвал «пакеты с мусором».

«После 2008 года – уже более рациональные, выверенные решения, когда, наконец, появились образованные заказчики, насмотревшиеся каких-то новейших течений культурных и архитектурных во всем мире. Они уже четко понимают, что им нужно. Они ценят архитектурные качества», - отмечает Андрей Асадов, вице-президент Союза архитекторов России, куратор выставки.

Сегодня в России – архитектура квадратного метра. Последнее решение – за экономикой, говорят сами зодчие. Отсюда – все больше однотипных зданий и безликих городов. Время возможностей, но отсутствия смелых идей и открытий.

«Для очень многих людей, которых я сегодня наблюдаю, весьма важным является быть в тренде, быть похожими, быть неотличимыми от того, что где-то в мире происходит. Быть почти такими же, как немцы 15-летней давности, для нас сегодня почему-то становится целью. Большого интереса мы не будем вызвать никогда. Это может состояться только в том случае, если мы будем самими собой», - говорит Андрей Боков, заслуженный архитектор России.

Архитекторы уверены - рано или поздно российские города найдут свое лицо. И произойдет это лишь в диалоге с теми, кто создает здания как произведения искусства.

Алия Шарифуллина

Новости культуры