13.05.2019 | 10:25

XVIII Московский Пасхальный фестиваль завершился в столице

XVIII Московский Пасхальный фестиваль завершился в столице. Финальный концерт на сцене зала «Зарядье» посвятили легендарной балерине Майе Плисецкой. Репортаж Анны Галинской.

Время почти 7, концерт вот-вот должен начаться, но оркестранты только прибывают на площадку. Их пасхальный поезд прибыл в Москву где-то полчаса назад. 16 дней музыканты провели в дороге. Сейчас возвращаются из Смоленска, где сегодня днем отыграли концерт.

Во время Пасхального фестиваля оркестр Мариинского театра успевает всё - поезд должен был прийти еще на час позже, однако даже машинисты понимают всю важность этих выступлений. Об опоздании и речи быть не может. Такой режим - с перрона в концертный зал - для оркестрантов Мариинки давно привычен, и все-таки 2 недели в пути выдерживают не все.

Маэстро Валерия Гергиева встречают гости этого праздника. Родион Щедрин здесь главная персона - в афише концерта его сочинения, одно из которых в Москве ни разу не звучало. Так что на приветствие всего минута, и через мгновение в концертном зале уже начинается репетиция.

Концерт задержали почти на час, но в случае с Пасхальным фестивалем, когда все зависит не только от артистов, но от логистики, эта задержка вполне объяснима. У этого музыкального смотра нет четких временных границ - он начинается в Пасху, заканчивается почти всегда 9 мая, и, если Пасха приходится на конец апреля, фестиваль продлевают.

«Благодаря этому увеличению мы прошли дополнительно 6 городов. Всего мы выступили в 21 городе Российской Федерации. Сегодня утром выступали в Смоленске, вчера выступали в Калуге и в Туле, позавчера - в Воронеже и в Рязани, вот по такому примерно сценарию. Иногда дважды в день - два региона, иногда 2 концерта в одном городе. Даже умудрились дать три концерта в день открытия фестиваля», - делится художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля, народный артист России Валерий Гергиев.

Традиционно Пасхальный музыкальный марафон посвящают юбилеям композиторов, в этом году - Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского. Однако на закрытии звучит редко исполняемая в России мистерия Дебюсси «Мученичество святого Себастьяна», а всё второе отделение отдано музыке Родиона Щедрина.

«Мессу поминовения» композитор закончил в прошлом году. Новое сочинение, как и многие предыдущие, посвятил Майе Плисецкой. Мировая премьера состоялась в Петербурге в феврале этого года. Но не только «Мессу» услышала московская публика - прозвучала также «Поэтория», написанная около 50 лет назад на стихи Андрея Вознесенского. Тогда солистом был автор - композитору важна была его интонация голоса. Сегодня в роли чтеца - Сергей Безруков.

«Копировать поэтов - неблагодарное дело. Я - актер, и для меня самое главное - прочувствовать свои стихи и тему, которая здесь затронута, в этой «Поэтории», потому что она очень эмоциональна, очень тяжелая для восприятия», - отмечает народный артист России Сергей Безруков.

Пасхальный фестиваль - это каждый год десятки концертов и тысячи километров. Следующий марафон начнется через год, как обычно, в день Пасхи и снова проедет по всей России.

Анна Галинская

Новости культуры