23.08.2008 | 23:02

85 лет со дня рождения Юлия Карасика

От кинодокументалистики к созданию художественной правды на широком экране. Творческий почерк режиссера Юлия Карасика всегда отличала тонкая психологическая манера повествования – в его фильмографии нет ни одной картины, которую можно было бы назвать бесцветной, проходной или просто серой. И как следствие – награды самых престижных фестивалей мира – Венецианского и в Карловых Варах. 23 августа исполнилось 85 лет со дня рождения мастера. Рассказывают "Новости культуры".

Свою первую игровую картину "Дикая собака Динго" он снял уже в зрелом возрасте – в 39 лет. До этого Юлий Карасик десять лет работал в документальном и научно-популярном кино. И вдруг появился этот нежный, романтичный фильм, который сразу полюбился зрителю.

Борис Бланк, режиссер, художник-постановщик: "У Юлика была странная особенность: он умел в пустоте находить какие-то флюиды душевные, духовные, любовные. Это были фильмы-недомолвки – на интуиции, на флюидах построенные…"

"Шестое июля", казалось бы, совсем иной фильм. После повести о первой любви вдруг переключиться на лениниану, которая имела строго определенные каноны – это был решительный поступок. И, несмотря на то, что фильмы о вожде имели внешний изобразительный эталон, в этой картине все было по-другому. Ведь Карасику нравилась правда документального кино.

Борис Бланк, режиссер, художник-постановщик: "Мы пошли по методу документального кино 20-х годов, когда света было мало, когда что-то было в провале, когда что-то было пересвечено, были драматические контрасты. Даже декорации – Большой театр – мы поставили черный бархат вокруг. Две ложи только. И много-много людей курило. Это был не тот Большой театр – это был намек – это было тоже предприятие рискованное".

Картина была выдвинута на Ленинскую премию, но съемочная группа так ее и не получила – помешала негативная рецензия в газете "Правда". Юлий Карасик мечтал снять фильм о 1903 годе – о расколе большевиков и меньшевиков. По словам Бориса Бланка, он мог бы стать одним из лучших исследовательских фильмов об этой катастрофе. Но его запретили.

Дальше были – чеховская "Чайка" и фильм "Без солнца" по горьковскому "На дне", "Самый жаркий месяц" и "Стакан воды" – все абсолютно разные по жанру. Но во всех фильмах Карасика всегда были блестящие актерские работы.

Наталья Белохвостикова, народная артистка РСФСР: "Он очень любил артистов. Он так нежно и так трепетно к ним относился, что невозможно было ничего сказать. Он всех выгонял из павильона, когда репетировал. Наступала мистическая магическая тишина. И когда он понимал, что колдовство свершилось, – все тихо появлялись в павильоне, и он снимал".

Борис Бланк, режиссер, художник-постановщик: "Он обожал выбирать дубли на слух. А дублей иногда было и 10, и 15. Он мог довести актера до того, что тот совершенно терял свою индивидуальность. Он становился полной копией Юлия Юрьевича".

К сожалению, множество дерзких и масштабных замыслов режиссера не смогли воплотиться полностью. Однако такие картины, как "Дикая собака Динго", или "Шестое июля" остаются шедеврами и по сей день. И не устаревают как истинная классика.

Читайте также: Карасик Юлий. 85 лет со дня рождения