24.08.2008 | 13:19

Концерт Михаила Плетнева на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне

Шлезвиг-Гольштейнский фестиваль классической музыки – один из самых крупных в Европе – за 23 года не только завоевал любовь слушателей, но и снискал безупречную репутацию у профессионалов. Его концерты проходят в самых необычных местах – от замков до верфей. В этом году задействовано 86 площадок в 47 городах Германии. Главной темой выбрана русская классика. Кульминационной точкой в афише фестиваля стал концерт Михаила Плетнева и Шлезвиг-Гольштейнского фестивального оркестра. Событию предшествовали несколько открытых репетиций для публики. За становлением "академии русской музыки" наблюдали "Новости культуры".

Между Балтийским и Северным морями стоит старинный ганзейский город Киль, столица земли Шлезвиг-Гольштейн. В начале лета в Киль едут на регату, ближе к концу – на фестиваль классической музыки. И то, и другое – мирового уровня. В этом году 153 концерта Шлейзвиг-Гольштейнского музыкального фестиваля объединяет сквозная тема –"Русский звук".

Михаил Плетнев, дирижер: "Даже салфетки в связи с русской темой подобраны. Вот видите, русский флаг".

Михаил Плетнев не устает восхищаться немецкой традицией - слушать классическую музыку летом.

Михаил Плетнев, дирижер: "Люди не проводят свое лето, сидя на пляже, а занимаются тем, что их душе угодно. И, как мы видим, классическая музыка – это то, что сейчас в Европе востребовано и любимо".

Плетнев в Киле уже второй раз. Сначала открывал фестиваль со своим оркестром, теперь готовит программу с оркестром фестивальным. Этот оркестр собирают из молодых музыкантов в двадцати городах мира. Альтист Айдар Багаутдинов попал в него с третей попытки.

Айдар Багаутдинов, альтист: "Честно говоря, когда учился в Казани, я ездил два раза в Питер на прослушивания этого оркестра".

Тот, кто прошел конкурс 10 человек на место, может пол-лета наслаждаться работой с ведущими дирижерами мира в усадьбе Зальцау, недалеко от Киля.

В свободное от репетиций время оркестранты в Зальцау музицируют камерными составами. Русские музыканты слушают квартет из Испании, а их самих слушал вчера Михаил Плетнев.

Айдар Багаутдинов, альтист: "Он очень легко идет на контакт, мы с ним сегодня катались на велосипедах, шутили и разговаривали. У меня в составе были музыканты из разных стран, и мы играли Шостаковича – Восьмой квартет. Он нас послушал и дал много интересных советов".

С программой, подготовленной в усадьбе Зальцау, фестивальный оркестр объезжает города Шлезвиг-Гольштейна, а затем – и всего мира. Но сейчас им – в Киль. Это не концерт, а только репетиция, но зал, который по старой памяти называется Кильский Замок, полон.

По правилам Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля – здесь можно присутствовать на репетициях. Учитывая, что все билеты на концерт Михаила Плетнева проданы, горожане Киля используют эту дополнительную возможность послушать "Колокола" Рахманинова и Пятнадцатую симфонию Шостаковича.

Билеты на репетиции пользуются не меньшим спросом, чем на концерты. Многие шлезвиг-гольштейнцы проживают фестиваль в режиме реалити – шоу: следят за становлением оркестра с первых репетиций до заключительных концертов.

Такой массовый вкус к процессу невозможен без высокого уровня музыкальной образованности.

Кроме Шостаковича в программе плетневского концерта –симфоническая поэма Рахманинова "Колокола".

Хор Московской консерватории осваивает "Колокола" вместе со студентами Шлезвиг-Гольштейнской хоровой академии.

Бас-баритон Сергей Лейферкус сольную партию в "Колоколах" исполнял не раз. Но сегодня в его клавире появились новые пометки.

Интерпретация Плетнева отличается конкретным погружением в атмосферу каждого из четырех номеров поэмы, считает Лейферкус.

Сергей Лейферкус, певец: "Если это набат, то это не суетливый набат, а это набат с большим размахом, когда огромный колокол из стороны в сторону ходит".

Сам Михаил Плетнев считает, что полученный им в Шлезвиг-Гольштейне художественный результат был бы невозможен без увлеченности молодых музыкантов и серьезной фестивальной организации, которая объединила солистов из Лондона и Петербурга, хор и дирижера из Москвы и оркестрантов со всего мира с немецкими меломанами.

Все материалы темы>>>