25.08.2008 | 11:01

Последний мастер русского авангарда Моисей Фейгин

"Главное – это постоянное желание создавать новое". Эти слова стали девизом для московского живописца Моисея Фейгина. Последний из участников легендарного художественного объединения "Бубновый валет" в 2007 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса как "самый старый работающий профессиональный художник". В мае этого года мастера не стало. Он ушел на 104-м году жизни.

До последнего дня Фейгин не прекращал работать и не утратил веру в то, что "живопись растет в борьбе". Его максимализм порой вызывал улыбки, но в своей борьбе со Временем художник победил и остался в истории как последний представитель не только эстетической, но и мировоззренческой позиции русского авангарда. На этой неделе в Центральном доме художника открывается посмертная ретроспектива работ Моисея Фейгина. Рассказывают "Новости культуры".

Пока Моисей Фейгин работал в своей мастерской, традиция русского авангарда продолжалась. Единственный из учеников ВХУТЕМАСа и участников художественной группы "Бубновый валет", он встретил XXI век, не выпуская кисти из рук. "Во ВХУТЕМАСЕ учителями его были Осьмеркин, который привил ему любовь к сезанизму, и Любовь Попова, которая привила ему любовь к абстрактному искусству", – рассказывает искусствовед Владимир Прохоров.

В группу "Бубновый валет" Моисей Фейгин попал уже на исходе ее существования и стал последним учеником Кончаловского, Машкова и Лентулова. "Рассказывал, как он с Лентуловым женщин кадрил. Лентулов напивался пьян: "Идите и не отходите от них"", – вспоминает внук художника Леонид Фейгин.

Когда его учителей обвинили в формализме и сжили со света, Моисей Фейгин, не смущаясь, писал портреты вождей до самой пенсии. Победа его заключалась в том, что после пенсии он был готов трудиться еще сорок лет. "Когда хоть немного стало можно, и свой авангард дедушка строил сам. Это не семейная традиция авангарда. Все создавал заново", – рассказывает Леонид Фейгин.

Самые авангардные свои работы мастер написал, когда ему было уже больше ста лет. "В поздних работах он больше тяготел к Машкову. Напряженность и активное использование черного цвета", – отмечает Владимир Прохоров.

Любимые персонажи Моисея Фейгина: Чаплин, Христос, Ленин, Смерть, Дон Кихот, циркачи, арлекины и автобиографичный маленький художник. Любимые сюжеты художника драматичны: Распятие, Смерть. Отсутствие страха смерти и любовь к настоящему моменту – возможно, в этом и заключается секрет долголетия Моисея Фейгина. "Все старался делать в один день, один момент", – говорит внук художника. "Он был независимый художник, одинокая фигура в море авангарда", – добавляет Владимир Прохоров.

Свобода, обретенная в старости, превратила живопись Моисея Фейгина в своеобразную капсулу времени, в которой дух русского авангарда сохранился до наших дней.

Читайте также: Дарья Пыркина о московском живописце Моисее Фейгине