25.08.2008 | 12:04

Леонард Бернстайн: "Музыка – это то, что приносит радость"

"Гигантский музыкантище" – так Родион Щедрин назвал Леонарда Бернстайна. Автор легендарной "Вестсайдской истории" стал первым дирижером из США, получившим всемирное признание. Страстный просветитель, он "вырастил" в Америке новую публику, способную воспринимать серьезную музыку. Впрочем, сам маэстро не проводил различий между "серьезным" и "развлекательным". "Музыка, – писал он в своей книге, переведенной на девять языков, – это то, что приносит радость". Сегодня со дня рождения Леонарда Бернстайна исполняется девяносто лет. Рассказывают "Новости культуры".

Дирижировать лицом – редкое умение, которым обладал только Леонард Бернстайн. Он делал это из удовольствия, поскольку с детства мечтал быть актером. В десять лет он даже сыграл в самодеятельном театре роль страстной женщины Кармен. Успех был огромным, но он ничего не решил для родителей – выходцев из России. "Сын Ленни не должен посвящать себя ночной работе", – категорично заявил отец, и непослушный сын начал послушно учиться на дирижера.

Звездный час Бернстайна пробил, когда ему исполнилось двадцать пять лет. На посту Нью-Йоркского филармонического оркестра он заменил заболевшего Бруно Вальтера. Оркестранты воодушевлялись темпераментным дирижером, а тот в свою очередь воодушевлялся написанием музыки. Он сочинял темпераментную, сложную атональную музыку. "У него темперамент прорывается с первой ноты, и с первой до последней ноты он заставляет тебя слушать. С этой точки зрения, он очень волевой композитор", – считает композитор Владимир Дашкевич.

Работа над мюзиклом "Вестсайдская история" шла семь лет. И хореограф Джером Роббинс, и сам Бернстайн были слишком заняты, чтобы отдаться работе полностью. Бернстайн мучился, клялся, что это будет его последняя работа в жанре мюзикла. "Истсайдская история" была переделана в "Вестсайдскую". Истсайд показался слишком благополучным районом для современной истории Монтекки и Капулетти.

Постановка была показана 732 раза. Тогда это был абсолютный рекорд Бродвея. Недавно в Америке подсчитали, что и в наше время ставят около двухсот пятидесяти "Историй" в год. Одна из них была осуществлена и в России, в Новосибирском театре "Глобус", для чего быдл специально приглашен дирижер Кейт Кларк, лично знакомый с Бернстайном. Постановщики старались сделать мюзикл таким, каким видел его сам композитор. "Никогда нельзя к мюзиклу относиться как к развлечению. Должна быть идея. У Бернстайна она есть – и в драматургии, и в музыке", – замечает дирижер-постановщик Алексей Людмилин.

Несмотря на клятвы, Леонард Бернстайн написал еще немало мюзиклов. Одной из последних его работ был мюзикл об американских президентах "1600-я пенсильванская авеню". После семи представлений на Бродвее спектакль сняли – цензура. Композитор переживал, считал, что его не понимают. "И за неделю до смерти он объявил, что он не будет уже больше управлять оркестром. Бернстайн ушел тихо, срежессировав собственную смерть", – говорит Карина Вартанова. Всю жизнь Леонард Бернстайн больше всего мечтал быть актером.

К 90-летию со дня рождения Леонарда Бернстайна наш телеканал покажет запись концерта Нью-Йоркского филармонического оркестра. Прозвучат произведения Джорджа Гершвина "Американец в Париже" и "Рапсодия в стиле блюз". За дирижерским пультом – маэстро Леонард Бернстайн. Смотрите программу в 18:00.

Читайте также:
90 лет со дня рождения Леонарда Бернстайна