26.08.2008 | 17:36

Иосиф Райхельгауз на "Худсовете". 25 августа 2008 года

В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" 25 августа был художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз.

Режиссер опровергает банальное правило и входит уже далеко даже не во второй раз в реку под названием "Пришел мужчина к женщине". Эту пьесу Иосиф Райхельгауз ставил уже 7 раз, в разных театрах и в разных странах. В Москве 27 августа прекратит свое существование старый спектакль, при этом режиссер приступил к репетициям новой версии: иная идея, иные декорации и артисты: Амалия Мордвинова и Виктор Вержбицкий. Следующий проект – "Горе от ума" в музыкальном переложении Вадима Жука и Сергея Никитина. Иосиф Райхельгауз также пригласил в театр режиссеров с яркой индивидуальностью: Андрея Жолдака и Ивана Вырыпаева, есть договоренность о совместной работе с Андреем Могучим. Что касается драматургических новостей, то новую пьесу для театра пишет Евгений Гришковец и обещает сам в ней сыграть.

– Чем так заворожила вас пьеса "Пришел мужчина к женщине", все-таки – это редчайший случай даже для самых канонических пьес, когда режиссер так часто ставит один и тот же материал?

– Во-первых, я очень люблю современную пьесу, а Семен Злотников – один из самых современных драматургов. Он был им, страшно сказать, лет тридцать тому назад, и остается по сегодняшний день. И если тридцать лет назад я знал об этом почти единственным, потому что он принес мне свою первую пьесу "Пришел мужчина к женщине", то сегодня об этом знает весь мир, потому что большинство его пьес идет во многих европейских и мировых столицах. Она такая "Чайка" наша, наш символ. От этой пьесы родился театр "Школа современной пьесы".

– И одна из традиций театра – появление классических произведений в неожиданных интерпретациях. Все-таки, "Горе от ума" - практически наше все, канонический текст. Неужели его полностью перепишут?

– Нет, его не перепишут, его процитируют. Вадим Жук – выдающийся наш поэт и театровед, знаток и любитель русской литературы, не просто любитель, а высокий профессионал и любитель (от слова "любит") русской литературы – он делает такой комментарий "Горя от ума". И мы делаем музыкальную версию. Столько драм, столько трагедий "Горе от ума" – не поняли Чацкого. Мы пытаемся увидеть там внятную – и любовную, и социальную историю. Там написан такой внятный и открытый сюжет.

– Новый сюжет?

– Мне кажется, что его просто топят в идеологии. Там есть идеология, но там есть простые человеческие чувства. Там есть Чацкий, который едет к Софье.

К Софье Павловне он мчится,
Только надо ж так случиться:
Александра, Александра
Софья Павловна не ждет.


Это уже стихи Жука. Музыка Никитина, естественно, который написал "А чой то ты во фраке?" и много другого для нас.

– А еще есть проекты, связанные с приглашениями, и, вот интересно, как складывается Ваша работа, Ваш диалог с режиссерами – Жолдаком, Вырыпаевым? Вы даете им полный карт-бланш?

– Замечательно складываются, это очень талантливые люди, и я много лет приглашаю в театр очень хороших режиссеров и собираюсь приглашать самых замечательных. Что касается Жолдака, он спектакль практически сделал, он сам принес предложения. И я просто его пригласил поставить спектакль, предложил поставить не так, как он ставил до сих пор. Что касается Ивана Вырыпаева, тоже я много лет его звал, звал, наконец, дозвался. Он тоже готовит любопытнейшую работу. Очень жду премьеры.

– Новая драма?

– Это его произведение во всем. Он как всегда – автор во всем. Он – автор спектакля.

– В этом году вы еще готовите очень интересный для публики архитектурный проект, строительно-архитектурный. Это новая сцена Вашего театра.

– Естественно. Основной автор проекта – Дмитрий Крымов. Я его соавтор. У нас есть еще несколько очень интересных архитекторов. И я очень надеюсь, что если это все будет реализовано, настройка идет вовсю, Москва получит уникальнейшее театральное здание.

– То есть, у вас будет две площадки: старая и новая?

– У нас будет три площадки. У нас будет новая, и мы реставрируем этот прекрасный дом, где будет много чего. У нас и сейчас есть много чего. У нас с каналом "Культура" замечательные клубные вечера, у нас фестиваль Окуджавы, у нас конкурс "Действующие лица". У нас много всего, но для этого "много всего" нужно и место, и много людей.

Читайте также: Иосиф Райхельгауз о новом сезоне в "Школе современной пьесы"