21.04.2019 | 19:38

В Москве собрались ценители антикварного и современного искусства

Ярмарка антикварного и современного искусства Russian Antique & Art Fair работала в эту неделю в столице, в Центральном Манеже. Устроители ярмарки настаивают на использовании английского названия. В этом и не только в этом их претензия на то, чтобы ярмарка RAAF воспринималась как российский аналог голландской TEFAF или бельгийской BRAFA. Соответствующего размера площадей и численности галерей достичь несложно. Труднее впечатлять именами представленных на ярмарке авторов.

Колоритное лицо с ухмылкой и яркий казачий наряд - именно эта картина Репина для галериста Егора Молчанова - главный экспонат. Образ, срисованный с реального атамана, станет потом фрагментом знаменитого полотна «Запорожцы». Герой чуть изменит позу и сменит наряд, но, как и в этюде, останется очень ироничным героем казачьего слета. Егор Молчанов: «Он наклонился и смотрит, что пишут его коллеги, он ухмыляется, улыбается. Именно эту эмоцию Репин пытался сюда вложить, и здесь мы ее видим».

Повод улыбаться есть и у самих галеристов: картины уверенно растут в цене, ежегодно прибавляя к стоимости несколько десятков тысяч долларов. Многие из художников и не мечтали о таком при жизни. Стесненный в средствах Роберт Фальк часто не мог позволить себе дополнительный холст. Так получилась картина в лучших традициях маркетинга: два по цене одного. «Вначале это была вот такая композиция. Затем либо ему что-то не понравилось, либо был недостаток холста, он решил ее разрезать и на одной из частей сделать такой вот натюрморт», - комментирует галерист Андрей Дзамашвили.

Ценным разворотом хвастается и Игорь Полторак - здесь дарственная надпись. Художник Николай Рерих презентовал пейзаж Гурию Стравинскому - брату знаменитого композитора. В изображении древнерусских построек Рерих буквально опередил время: ровно такие домины раскопали через полвека после его работы. Игорь Полторак: «Это некий портал. Для того, чтобы перейти в иной мир».

Порталами в мир искусства на выставке стали более семи десятков современных и антикварных галерей. Масштабное мероприятие впервые провели год назад: за образец брали лучшие европейские аналоги. Но в России и у коллекционирования особый путь.

Отдельный раздел ярмарки - прикладное искусство. Сервизы, вазы, подсвечники, а еще мебель и уникальный экспонат, доставшийся от австрийского короля. Самый габаритный предмет на выставке - металлический сейф. Середина 19 века, вес - 2,5 тонны. Очевидно, владельцы больших денег - люди суеверные, поэтому имущество охраняют покровительницы морских судов, железной дороги, боги Гермес и Гефест. Предположим, что здесь могло располагаться. Здесь - ювелирные украшения и прикладное искусство. В боковых ящиках - ценные бумаги. И, наконец, главный секрет - потайное дно. Здесь, конечно, самое ценное - тайные векселя и любовная переписка.

Эпатажное современное искусство в прямом смысле входит за рамки - павильонные. Здесь распластавшийся на полу заяц, причудливая капля и металлический сапог. Из каррарского мрамора создана 3D-модель античного профиля. А из портрета Карла Марса - экспонат под названием «Хороших продаж». Помогает то ли лицо экономиста, то ли лапка японского котика. Нет разницы, главное, что работает.

Анна Брановец

Новости культуры