27.08.2008 | 12:46

Памяти художника Моисея Фейгина. Выставка в ЦДХ

Это самая полная выставка работ Моисея Фейгина из частных коллекций. В экспозиции представлены лучшие произведения мастера. По сути, отражает всю палитру русской живописи первой четверти ХХ века. В картинах Моисея Фейгина улавливается дыхание Шагала, эхо Осьмеркина, композиционные находки Поповой. Стоит вспоминить известное суждение о том, что подражание лежит в основе искусства так же неизбежно, как отрицание – в основе науки. Моисею Фейгину посчастливилось быть учеником знаменитых учителей, и своими произведениями он благодарит каждого из них. Рассказывают "Новости культуры".

Определить фирменный стиль Моисея Фейгина практически невозможно. Это красочный коктейль из Малевича, Филонова, Тышлера и Табенкина. Мощную энергетику полотен Фейгина не спутать ни с чьей другой. Последние картины художника не уступают по качеству и настроению ранним произведениям. Главным для мастера была выразительность, и он стремился достичь ее всеми силами. "Он даже вырезал некоторые фигуры. Они были сделаны из дерева. Но он старался их оживить. То есть максимальную выразительность этих фигур он переносил уже на живых людей", – поясняет коллекционер Виктор Богданов.

В картинах Моисея Фейгина уживается смешное и трагическое, реальность и фантазия. Его любимыми героями были Чарли Чаплин и Дон Кихот. Художник любил экспериментировать. Эту любовь он унаследовал от своих учителей. У Любови Поповой Фейгин научился делать конструкции, у Александра Осмеркина – работать с цветом. Когда учителей Фейгина обвинили в формализме, он заступился за них. Это стоило ему пятнадцати лет забвения. Удавалось выжить за счет социальных заказов, но от своего стиля художник не отказывался.

На многих его картинах можно увидеть лошадей. Любовь к этим животным у Фейгина всегда была, а в 30-е годы проявилась особенно ярко. В это время художнику пришлось служить в кавалерии. "Его очень любили лошади, и его даже посылали первым, как он говорил, брод переходить. Потому что его лошадь шла, не боялась. Остальные шли за ним", – продолжает Виктор Богданов.

Выставка Моисея Фейгина открывается и заканчивается автопортретами. На самого себя художник не обращал внимания. Для него это была еще одна модель для исследования человека. "Что может быть выразительней, чем отношения между людьми?" – говорил Фейгин. Именно об этом он пытался рассказать на своих картинах, по-своему.

Читайте также:
Последний мастер русского авангарда Моисей Фейгин

Дарья Пыркина о московском живописце Моисее Фейгине