29.08.2008 | 19:44

Искусство плаката Михаила Гордона

Имя Михаила Гордона знают только специалисты. Всю жизнь он работал как художник-плакатист и автор открыток. Он даже не всегда подписывал свои работы. Сейчас, когда культура шрифта почти утеряна, плакаты Гордона выглядят классикой. В сентябре мастеру исполнилось бы девяносто лет. В Музее политической истории России открылась выставка, посвященная юбилею. Рассказывают "Новости культуры".

Михаил Гордон окончил Московский архитектурный институт в 1936 году, но стал не зодчим, а художником-оформителем. Его первые опыты были достаточно успешны. Уже в 1937 Гордону поручили ответственное задание: он декорировал советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Позже он вернулся в родной Ленинград.

Осенью 1941 Михаил Гордон нарисовал свой первый политический плакат. Во время блокады все художники, оставшиеся в городе, работали в этом жанре. В Музее политической истории есть несколько тиражированных плакатов мастера, однако все работы, представленные на нынешней выставке, – из собрания семьи художника. "Вещи, сделанные рукой. Что-то заклеено. Есть чувство руки, времени, ведь гуашь трескается", – замечает куратор выставки Алексей Бойко.

Михаила Гордона вряд ли можно поставить в один ряд с титанами плаката – Моором, Дени, Родченко, Лебедевым. Шестьдесят лет назад Гордон был просто крепким ремесленником, зарабатывавшим на жизнь, как говорят творцы, "оформиловкой". Его плакаты, призывающие заниматься спортом и повышать производительность труда, интересны прежде всего как приметы времени. Но есть и другой аспект экспозиции.

Гордон, как и все профессионалы тех лет, рисовал свои плакаты и открытки от руки. Он работал над пластикой каждой буквы. На выставке много спорят о том, почему сейчас культура шрифта практически утеряна. "Нет заказов. Работают компьютерщики То, что вы видите, это безобразие", – считает ученик Гордона Сергей Вепрев.

Он не подписывал открытки или первые газетные полосы – тогда это было не принято. Поэтому имя мастера известно только специалистам. Однако есть работы, которые стали хрестоматийными. Например, обложка ленинградского журнала "Звезда" и знаменитый плакат с портретом Аркадия Райкина.