05.04.2019 | 10:41

"Страница из жизни моряка-художника" - новая выставка в Санкт-Петербурге

В Центральном военно-морском музее в Петербурге - выставка «Страницы из жизни моряка-художника». Она посвящена 195-летию со дня рождения мариниста Алексея Боголюбова. Его наследие составляет около трёх тысяч произведений, но мало знакомо любителям живописи. Подробности - у Людмилы Бурим.

Клипер «Разбойник» за свои 25 лет побывал везде: от Чукотки до Аргентины и от Балтики до Китая. Погиб трагически: в 1904 году был затоплен около Порт-Артура во время русско-японской компании. Задолго до этого его изобразил Алексей Боголюбов. Именно эта картина положила начало коллекции, часть которой сегодня выставлена в Центральном военно-морском музее.

Всего - 70 графических и живописных произведений, а также этюды, которые Алексей Боголюбов и его ученики создали за границей.

«У него было свое море, свое видение моря. Это очень натуралистично, это очень художественно, это очень интересно. Когда общаешься с Боголюбовым один на один, подолгу стоишь у его картины, заряжаешься какой-то энергией, которую сложно описать», - признался директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай.

Алексей Боголюбов закончил морской кадетский корпус в Кронштадте. После целых 10 лет отслужил на военных судах в Балтике. И только после этого поступил в Академию художеств вольным слушателем. По его полотнам смело можно изучать бригантины, броненосцы и клиперы.

«Он был трудоголиком. Его называли пчелой, потому что он постоянно собирал что-то. И для своего музея, не только живопись, но и тащил все, что, как говорится, плохо лежало. Он был на театре военных действий на Дунае и оттуда срезал флагштоки турецких броненосцев, которые были затоплены», = рассказала куратор выставки Ольга Цехановская. 

Алексей Боголюбов был назначен живописцем Главного морского штаба. В мирное время рисовал виды и очертания берегов, подходы к рейдам. А во время войн изображал морские сражения. Но помимо этого Боголюбов запомнился современникам как меценат и популяризатор русского искусства за рубежом. 

«Человек был очень отзывчивый, бескорыстный. Помогал своим художникам, которых опекал во Франции. Его мастерскую называли «Русский Париж». И в ней побывали все будущие известные русские живописцы: Поленов, Репин, Похитонов, Ткаченко», - добавила Цехановская.

Как так получилось, что ярчайший культурный деятель своей эпохи оказался почти забыт современным поколением, сейчас сказать сложно. Но в военно-морском музее подчеркивают, что без полотен Боголюбова невозможно представить полноценную выставку на морскую тематику. Здесь готовы исправить историческую несправедливость. На будущее уже есть планы - открыть большую экспозицию, посвященную этому человеку.

Людмила Бурим

Новости культуры