29.05.2012 | 20:09

С чего начинается графика?

В шедевре не должно быть ничего случайного. Но если смысл художественного образа пытается разгадать и «широкий зритель», то изучение материалов и техник остается уделом специалистов. Уравнять материю и дух предлагает выставка в Третьяковской галерее. «Основы графики» – это около 150 работ русских мастеров XVIII – XX веков. Как выяснили «Новости культуры», не всегда искусство начинается с чистого листа.

На первый взгляд, ничего необычного в картине нет. За исключением того, что написана она на наждачной бумаге. Третьяковская галерея впервые устраивает такую выставку. Она представляет произведения, написанные на необычных материалах: от стекла и шелка до металла и кожи. Послядняя пользовалась особой популярностью. В XVIII веке у художников вошла в моду пастель. Хрупкий и легко осыпающийся материал, лучше всего он держался именно на коже.

«У пергамента было несколько недостатков. Во-первых, достаточно трудоемкий процесс выделки этой кожи. Во-вторых, не вся шкура любого животного годилась для таких целей», – поясняет куратор выставки Евгения Илюхина.

Белоснежная бумага, которой мы пользуемся сегодня, появилась только в XVIII веке. До этого художникам приходилось использовать бумагу самых разных оттенков. Это было связано с самим процессом производства. Бумагу варили из тряпья. Впрочем, невысокое качество и цвет бумаги художники часто обращали в художественный прием. А вот бумага с водяными знаками ценилась очень дорого. Художник Михаил Ларионов покупал ее за границей.

«У нас есть уникальная возможность показать бумагу, на которой работает Ларионов, потому что подобная оказалась в нашем собрании бумаг. Это старинная бумага с водяным знаком в виде веточки винограда», – рассказывает заведующая отделом графики XVIII века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Специально для выставки фабрика Гознака предоставила уникальные образцы так называемой аристократической бумаги с редкими водяными знаками. Показаны формы для отливки бумаги. Зрители смогут проследить в этой экспозиции всю историю русского искусства, начиная с XVIII века. Точнее, технологию создания искусства.

«На этом портрете изображена Александра Сергеевна Боткина, внучка Третьякова. Это в будущем, в 1920-е годы, известная актриса немого кино Александра Хохлова. Малявину хотелось стилизовать эту девочку под такие английские портреты. И он выбирает очень большой картон, на который очень хорошо укладываются пастельные краски», – говорит заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева.

Пастельные здесь не только краски, но и румяна. В XVIII веке при изготовлении косметики использовали те же натуральные материалы, что и для производства красок. Так что туалет красавицы и создание графического шедевра, в сущности, мало чем отличались.