30.05.2012 | 09:28

Мир в "Зеркале" авторского кино

Накануне начал работу Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, на родине режиссера, в Ивановской области. Конкурс открыл фильм «Альпы» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Программа фестиваля многогранна, многослойна, глубока как масса отражений внутри зеркал, обращенных друг к другу. В ней помимо основного конкурса игровых фильмов предусмотрены ретроспективы, спецпоказы, программы российского кино, анимационных фильмов, проекты «Эйфория» и «Видеоарт». Достаточно для того, чтобы «свой» зритель пожелал приехать сюда, на правый берег Волги. Рассказывают «Новости культуры».

В приволжском городке Плес – кинематографический бум. Зрители-туристы, русские и иностранцы приехали, чтобы увидеть самые последние мировые киноновинки. Фильмы здесь показывают на старинных купеческих улицах так, как их показывали еще в эпоху немого кино. По вечерам ненадолго отключают свет, и город освещается только экранами.

Всего в конкурсе принимает участие 50 работ, в том числе 10 – в основном. Главное правило – в афише только молодые режиссеры и только то, что здесь не видели и не оценивали никогда. Это значит минимум показов и конкурсов до «Зеркала». В память об Андрее Тарковском – все картины без подражания мастеру, но в его духе. Абсолютно творческое кино.

«Здесь в конкурсной программе есть фильмы, которые нигде больше не увидишь, – говорит председатель жюри кинофестивался Роджер Кристиан. – На прокат таких фильмов обычно очень трудно находить деньги. Мы здесь открываем авторское кино, это главная задача фестиваля – открывать авторское кино для широкой публики».

Жюри во главе с Роджером Кристианом, художником-постановщиком «Звездных войн», получилось дружным, но мнения будут разными, а результат – абсолютно непредсказуемым.

«Я буду смотреть глазами, но оценивать сердцем, – обещает член жюри фестиваля режиссер Андрей Звягинцев. – Если вот оно так заколотится, значит, кино правильное. У нас три приза — думаю, что сердца хватит».

Громких имен много – от Андрея Звягинцева и Александра Сокурова, до Йоханеса Цайлера и Карлоса Рейгадоса. Мексиканский режиссер прилетел в Плес прямо с Каннского кинофестиваля и привез, как он сам говорит, «контрабандой» на жестком диске в чемодане свою нашумевшую картину «После мрака свет».

«Когда меня пригласили на фестиваль, я не знал вообще такого географического названия «Плес», – рассказывает Карлос Рейгадас. – Я скорее взял карту и посмотрел, что это местечко в самом сердце страны и что здесь есть река Волга. Очень хотелось увидеть места Андрея Тарковского, где он черпал идеи для своих фильмов. Откуда родом его вдохновение».

Для самого фестиваля присутствие в Плесе во многом новаторская вещь: международный кинофорум впервые в такой глубинной русской провинции и вдалеке от дорог, аэропортов и киноцентров. Но красной дорожке местная публика привыкла быстро. С этой весны звезд мирового кино в Плесе будут встречать регулярно, но не аплодисментами, как, например, это принято на фестивале в итальянском Локарно, а поцелуями как в России.