04.09.2008 | 14:17

Выставка графики Алексея Сундукова

В Москве, в Музее актуального искусства, открылась выставка графики Алексея Сундукова. Он был среди самых заметных фигур на художественной сцене перестроечной и постперестроечной России – когда его брутальный критический реализм совпал с социальной и эстетической фактурой времени. Совпадение было случайным. Далекий от любой, в том числе и художественной конъюнктуры, художник остался верен своей изобразительной системе, даже когда она вышла из моды. Он остается верен ей и сегодня. Мастер давно живет и работает в Нью-Йорке, хотя нередко бывает в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

Алексей Сундуков работает над созданием произведения в несколько этапов. Сначала он делает зарисовки, стараясь уловить наиболее характерные позы и состояние людей, а затем создает композиции, на которых не знакомые друг другу люди оказываются вместе. Художника интересует человек и социум, а также их взаимоотношения. Алексей Сундуков старается увидеть себя в других и других в себе. Его рисунки населены множеством персонажей, и их размещение на рисунке – это своего рода игра. Сундуков проектирует на бумаге новые ситуации, которых не было в жизни, а затем начинает изучать придуманный социум. "Нужна всеобщая картина социума. Видно, как он живет, атмосфера, такие большие фронты, закручивающиеся в торнадо. Она структуируется уже в движение социального направления", – говорит Сундуков.

Художника интересует структура толпы, но обнаружить ее можно не сразу. Чтобы разглядеть его рисунки, на выставке предусмотрены лупы. Лишь с их помощью можно обнаружить множество маленьких фигур, которые не видны невооруженным взглядом. Так же структурно художник рассматривает отдельного человека. "Это как картина старая. Но не лак пожелтевший. Если вглядишься и уберешь этот налет, то ты видишь, откуда этот человек пришел. В нем начинают древние слои проявляться", – поясняет мастер.

Алексей Сундуков не любит незаполненное пространство. Если оно где-то остается, там появляются дневниковые записи. Это и размышления художника о жизни, и заметки о том, что с ним произошло в течение дня. Бывают и исключения. Как, например, один пейзаж, в котором большую часть листа занимает белое пространство. Рисунки Алексея Сундукова выдерживают как уменьшение, так и увеличение размеров в несколько раз. Часто художник переводит их в цвет.