30.05.2012 | 10:41

Выставка "Золотой век русского фарфора и стекла" открылась в Историческом музее

«Золотой век русского фарфора и стекла». В Государственном историческом музее открылась выставка уникальная по своему содержанию. На ней представлены около шестисот предметов, созданных на русских императорских и частных заводах в период расцвета фарфоровой и стекольной промышленностей. Это время называют золотым веком в становлении и развитии «больших стилей» в прикладном искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

Для шедевров прикладного искусства изготовили специальные витрины. Чтобы уникальность всех предметов можно было рассмотреть с разных сторон. У каждого экспоната – своя история. Величественные, изготовленные на императорском фарфоровом заводе, – бытовали во дворцах, те, что попроще, созданные на частных фабриках – служили дворянам, и даже зажиточным горожанам.

«В первой трети XIX века мы от Парижа не отставали, – рассказывает автор выставки Елена Смирнова. – Наша выставка представляет то, что современники называли «наши мирные трофеи». Ведь на фоне победы войны 12 года здесь было очень важно, что мы не только победили, но и экономику очень сильно подняли, и искусство наше тоже подняли на уровень».

Из архивов музея извлекли все, чем в свое время гордилась Россия. Самая грандиозная ваза, высотой в полтора метра, с одной стороны украшена портретом Петра Первого, с другой – изображением битвы при деревне Лесной. Существующую в единственном экземпляре вазу из бесцветного хрусталя, украшенную скульптурами кариатид, собрали из 11 частей. А самовар-крюшонница, по легенде, был изготовлен к свадьбе императора Павла Первого.

«Каждый из представленных экспонатов обладает уникальной красотой, уникальной привлекательностью и историей», – отмечает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Особый раздел выставки составляют экспонаты, посвященные 200-летнему юбилею Отечественной войны. Многие предметы того времени носили патриотический характер. На бокалах появлялись медальоны и победные надписи, Александр первый и Кутузов изображались на античный манер – в профиль. Создавались аллегорические рисунки в стиле ампир – двуглавый орел с лавровой ветвью, Ника, которая венчает Европу лавровым венцом. К таким предметам относились особенно трепетно.

«Миниатюра авторской работы – живопись на фарфоре – представляла огромную и мемориальную, и историческую, и художественную ценность, – отмечает хранитель выставки Дарья Тарлыгина. – Поэтому чтобы не терять предмет, его вырезали, и хранили на память».

Долгое время произведения Императорского фарфорового завода приписывали французским фабрикам. Считалось, что тонкая ручная работа не под силу русским мастерам. Еще одна часть экспозиции – вновь атрибутированные предметы, до этого дня практически не выставлявшиеся.