05.09.2008 | 17:45

Легендарная немецкая группа "Мост" в Пушкинском музее

То, что раньше считалось бунтом – сегодня воспринимается как классика. Работы немецких экспрессионистов группы "Мост" сегодня на пике моды. Их выставляют в самых престижных галереях мира и продают за кругленькие суммы. Сегодня выставка, на которой представлено более ста тридцати картин восьми участников группы "Мост" открывается в Государственном музее изобразительных искусств. Акварели, рисунки и печатная графика из собрания берлинского музея Брюкке составили основу экспозиции. Россия стала одной из первых стран, где музей Брюкке решил еще раз пробудить интерес любителей искусства к экспрессионизму. Рассказывают "Новости культуры".

Ирина Антонова лично дает советы по развеске картин – важно не только, чтобы правильно падал свет, но и чтобы старые фотографии логично вписывались в контекст времени, были к месту.
В России экспрессионисты экспонировались в 1924 году – это была всегерманская выставка. Известно, что с группой "Мост" сотрудничали Кандинский и Шагал. В свою очередь, и сами участники "Моста" страстно увлекались русской культурой, особенно Достоевским.

Елена Рымшина, куратор выставки: "У Хеккеля есть один из шедевров и гравюры – они хранятся в музее Брюке, а живописные вещи по музеям мира разбросаны, которые служат непосредственной иллюстрацией к произведениям Достоевского, в частности, к его роману "Идиот" - прямая отсылка, где князь Мышкин беседует с Рогожиным после убийства Настасьи Филипповны о смысле жизни".

Еще у Хеккеля и Шмидта-Роттлуфа множество работ было тема посвящено Дягилевским сезонам. К сожалению, они были уничтожены в 1934 году вместе с большим количеством других картин экспрессионистов. Та часть, которую сегодня видит зритель на выставке, представил музей Брюкке, основанный в 1964 году одним из участников "Моста" - Шмидтом-Роттлуфом.

Аннет Блатмаре, куратор выставки (Германия): "Шмидт-Роттлуф решил создать музей экспрессионистов и предоставил для него свои работы. Потом вдова Хеккеля подарила музею картины мужа. А последние произведения Кирхнера мы купили лишь два месяца назад".

Здесь представлен и ранний период творчества экспрессионистов – с 1905 года. Тогда художники были молоды и дерзки, использовали нарочито яркие мажорные краски, любовались насыщенным цветом. И поздний – после Первой мировой войны.

Елена Рымшина: "Ведь все из них были в окопах Первой мировой. Они прошли передовую, и им тяжело было восстанавливаться. Как художникам, и как личностям сохраниться после того кошмара, который они пережили. Никто не мог представить, что их ждет Вторая мировая, и она уничтожит половину их работ".

Не принимающие академизм, проповедовавшие естество природы, немецкое Средневековье, африканскую пластику и примитивизм они прекрасно знали работы старых мастеров, их технику.

Елена Рымшина: "Если смотреть, как это нарисовано – это говорит о знании старых мастеров. Очень хорошие знания, как рисует Дюрер, старые немецкие и французские мастера".

Резкие контуры купальщиц Мюллера, сливающиеся цвета в "Осмеянии Христа" Нольде, задумчивая артистка Марцелла Кирхнера - сегодня все это стало классикой. Музей Брюкке редко вывозит такое огромное количество таких ценных работ. Поэтому такая широкомасштабная выставка в Москве – событие уникальное.