08.09.2008 | 14:14

Александр Шилов на пути к гармонии и красоте

"Что хранишь ты, то пропало, что ты отдал – то твое". Для народного художника СССР Александра Шилова это жизненное кредо. Все работы, хранящиеся в его картинной галерее на Знаменке – а это более 850-ти произведений – переданы мастером в дар Москве. Сегодня коллекция пополнится еще сорока двумя полотнами. Среди них есть и ранние произведения художника, и новые работы, созданные в течение последнего года. В чем секрет творческой плодовитости и стилистического постоянства Александра Шилова? Рассказывают "Новости культуры".

Очарованный живописными полотнами старых мастеров, Александр Шилов однажды и навсегда решил, что в его творчестве нет места математическому царству квадратов и треугольников, абстрактным экспериментам. Его путь в искусстве – реализм, классическая школа. Графическое изображение на плоскости для Александра Шилова не только самостоятельное произведение искусства, но и фундамент для живописного полотна. "По рисунку сразу видно, способен ли человек что-то сделать красками. Если он не может карандашом нарисовать тот предмет, который хочет в живописи изобразить, бессмысленно брать краски в руки", – убежден Шилов.

Портрет актера Михаила Козакова сначала появился в карандаше, и только потом художник стал писать его маслом. Имея графическую базу, живописное полотно мастер создавал почти на одном дыхании – закончил за месяц. "У меня была только проблема в одном – чтобы он усидел. Он не совсем терпеливый как и все артисты, он все время в действии", – поясняет художник.

Портреты и пейзажи, натюрморты и жанровые картины. Звучание органа и величие католического храма вдохновили на создание полотна "Молитва". "Одинокая скрипачка" – последняя картина мастера – художник завершил ее несколько дней назад. "Она медленно уходит из жизни, но скрипку не бросает. Такая щемящая тоска в сердце от одиночества", – замечает Шилов.

Художник работает в жанре портрета, и ему нередко приходится сталкиваться с суеверием и с искушением. Многие хотят выглядеть на портрете лучше, чем в зеркале. "Все хотят быть лучше, я понимаю это. Но художник не имеет права отступать. Есть такая известная повесть Гоголя "Портрет". Как погиб художник, всем угождая, всех припудривая, лишь бы разбогатеть и стать известным. Он стал, но погиб как художник. Этого делать нельзя, в портрете особенно", – убежден мастер.

Каждая новая картина для художника – это шаг на пути творческого самосовершенствования, на пути к гармонии и красоте.