15.03.2019 | 20:37

В Александринском театре показали спектакль "Оптимистическая трагедия. Прощальный бал"

Александринский театр показал на фестивале «Золотая маска» знаменитую революционную пьесу Всеволода Вишневского. Режиссер Виктор Рыжаков расширил ее название – «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». О новом прочтении хрестоматийной драмы – Ирина Разумовская.

В 1956 году за спектакль Александринского театра «Оптимистическая трагедия» режиссёр Георгий Товстоногов и исполнитель главной роли были удостоены Ленинской премии. Новый вариант этой постановки в Александринке в этом году претендует на «Золотую маску» в 9 номинациях.

Среди них и «Лучшая работа режиссёра» Виктора Рыжакова. В своей версии под названием «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» он смешал текст 33-го года, написанный бывшим моряком Всеволодом Вишневским о событиях революции, с документами, образами и мифами всего XX века.

«Это всё части нашего мира, как Крокодил Гена или костюм спасателя. Но на самом деле не это ценность. Вдруг в ворохе всего этого многообразия, изобретенного самим же человеком, мы опять пытаемся разглядеть в этом самих себя», - рассказал режиссер Виктор Рыжаков.

«Лучшая работа художника», в том числе, по костюмам и по свету - тоже номинации на «Маску» этого спектакля. Тексты о светлом будущем и призывы к революции здесь произносятся с интонацией саркастической и гротескной гримасой. Абсурд служит для того, чтобы низвергнуть советский миф.

Актриса Анна Блинова тоже номинирована на «Золотую маску» - за роль предводительницы моряков, которые затеяли этот самый революционный концерт. Они будут петь песни Pink Floyd и Led Zeppelin, читать поэзию Вертинского, Блока и Маяковского.

«Все эти номера полностью подчинены идее, которой мы занимаемся. Люди перед смертью веселятся, высказывают всё, что они хотели сказать буквально на последнем вздохе. А героиня знает, что она ведёт всех на смерть, и сама разрешает это делать», - подчеркнула актриса Анна Блинова.

Создатели спектакля говорят, что вступили в диалог или даже полемику с тем легендарным спектаклем Товстоногова в их родном театре.

«Текст, который игрался в 50-х годах, по тем временам был очень острым. Но всё-таки это носило элемент патетики, романтизма, серьёза. Хотя всё равно там были острые вещи, связанные с событиями политическими, например, со смертью Сталина. Сейчас конечно этого всего нет, и весь этот пафос подвергается внутренней критике», - рассказал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

Спектакль в Александринке выпускали к 100-летию революции, чтобы на языке современного театра проанализировать то, что произошло в 1917 году. И если в пьесе Вишневского все приоритеты были расставлены раз и навсегда, здесь они смещены и вывернуты наизнанку.

Новости культуры