09.09.2008 | 11:12

Из истории экранизаций пьесы "Живой труп"

Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого. "Яснополянский отшельник" по-прежнему остается для нас "зеркалом" самой актуальной проблемы современности – духовной свободы человека. Одно из самых сложных произведений классика – пьеса "Живой труп". Пережив массу интерпретаций на театральной сцене и в кинематографе, это сочинение до сих пор во многом остается загадкой. Об истории его экранизаций рассказывают "Новости культуры".

Впервые экранизация произведения Толстого была осуществлена в 1908 году. Писатель не доверял модному кино, сниматься не любил и разрешения экранизировать свои произведения не давал. "Какое кино – простыню вешали, чтобы показать. Когда смотрел, говорил: "Я вижу себя так, как хотел бы, чтобы увидели меня мои внуки"", – замечает Лев Аннинский. Он написал "Охоту на Льва" в конце семидесятых. В книге рассказана история экранизаций произведений Толстого. Все рекорды побил "Живой труп". "Во всем мире насчитал дюжину "Живых трупов". Многие – незамеченные", – добавляет Аннинский.

Первая экранизация "Живого трупа" появилась в 1911 году. О том, что в архиве Толстого осталась рукопись "Мертвое тело", знали единицы. При жизни писателя пьеса не издавалась. Все права на нее были у дочери Толстого – Александры. Она выбрала для ее постановки МХТ, но текст попал в Малый театр. "В этой битве титанов все время возникают киношники. Им нужно имя Толстого. Что он написал, не важно. Важно быстро подзаработать", – продолжает Лев Аннинский.

Как пьеса оказалась у неизвестного режиссера Перского? По слухам, он раздобыл ее на рынке за баснословную по тем временам сумму – пятьсот рублей. Снимал на натуре, в ателье. Никакого монтажа. "Перский снял, проскочил, никто не воспринял. Но был грандиозный сюжет! Где же он, черт побери, добыл текст?" – говорит Аннинский.

Любопытно, что самый первый фильм "Власть тьмы" снял Ханжонков еще при жизни Толстого. Он даже решил показать картину писателю. Посмотрев фильм Толстой сказал: "Ужасно, у них нет вкуса". Со вкусом, но очень по-немецки, была сделана экранизация "Живого трупа" в 1929 году. Федор Оцеп снимал картину в Германии, а главную роль сыграл Пудовкин. "Фильм стал как первая существенная экранизация Льва Толстого", – заверяет Аннинский.

В 1952 году, когда все картины отслеживал сам Сталин, Владимир Венгеров снял на пленку свой спектакль "Живой труп". Однако настоящее кино у него получилось только в 1968-м, во времена оттепели. В этой картине снялись Баталов и Смоктуновский, уже сыгравшие в картине "Девять дней одного года", Ларионова, Басилашвили и Светлана Тома.

На роль Маши претендовали многие известные актрисы. Даже Алла Ларионова прошла фотопробы. Но отдали ее неизвестной студентке ЛГИТМИКа. Чтобы быть правдивой, Светлана даже жила в цыганской семье. "Я наблюдала за ними, а дома повторяла движения, специальные движения", – вспоминает актриса. Картину снимали полтора года. Критики говорили об удачных актерских работах, но большого резонанса лента не получила. "Этот фильм почему-то не прозвучал. Он сложный, серьезный в него всматриваться надо", – считает Светлана Тома.

Читайте также:
К 180-летию со дня рождения Льва Толстого

Александр Гулин о Льве Николаевиче Толстом