09.09.2008 | 19:34

Музыкальный остров Юрия Башмета

"Эльба – музыкальный остров Европы" – так Юрий Башмет назвал свой международный фестиваль, который вот уже двенадцатый год подряд радует итальянских меломанов. За эти годы в нем принимали участие многие известные российские исполнители, а также мировые звезды. Главным композитором в этом сезоне стал Бетховен. Поэтому в афише нынешнего фестиваля заявлено много бетховеновских премьер. Рассказывают "Новости культуры".

Первое произведение, прозвучавшее на фестивале, – "Аполлон Мусагет" Стравинского. "Этого композитора мы не могли не включить в программу, – говорит Юрий Башмет, – ведь это наш своеобразный отчет перед фестивальной публикой, которая прекрасно осведомлена, что именно за исполнение Стравинского мы получили "Грэмми"". Однако в афише не найти так называемой "летней классики". Каждый концерт направлен на то, чтобы расширить горизонты музыкальных интересов публики. "Зрители, как дети. Им нельзя давать только сладкие конфеты, иногда нужен и рыбий жир", – замечает арт-директор фестиваля Георгий Эдельман.

Конечно же, организаторы фестиваля не могут вовсе отказаться от шлягеров – таких, например, как "Воспоминание о Флоренции". "Нельзя было не исполнить это произведение Петра Ильича Чайковского, пропитанное любовью к Италии и очень русского при этом", – говорит народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин.

Итальянский язык понимают все музыканты. Даже те, кто не учил его специально. Все знают, что инструмент, который в России называют "фортепьяно", итальянцы именуют – "pianoforte". Итальянским словом "fortepiano" называется другой инструмент, который, придя на смену своему дедушке клавесину, дал музыкантам возможность играть громче или тише – отсюда и возникло название. Постоянная участница фестиваля Мариза Танцини исполнила на этом инструменте концерт Перголези. Пианистка, кстати, прекрасно разбирается в тонкостях перевода. Она выучила русский язык, когда училась в Московской консерватории. "Я так люблю Московскую консерваторию, своих педагогов. Гуманные, внимательные, они столько всего в нас вложили", – признается Мариза Танцини.

Старинное фортепьяно звучало в театре Вижиланти очень выразительно, почти как при Наполеоне, по приказу которого и был создан театр. Император обычно любовался действом сидя в своей ложе, слева от сцены. Правда, через месяц после открытия театра он сбежал с острова Эльба. Постепенно в театре перестали играть спектакли, и здание – а это была наспех перестроенная старая церковь – постепенно приходило в упадок.

Когда возникла идея проводить на Эльбе музыкальный фестиваль, министерство культуры Италии выделило специальный грант на реставрацию театра Вижиланти – официально его называют именно так. Имя Наполеона произносят реже. Юрий Башмет вспоминает любопытную легенду. "Говорят, что как-то он проткнул шпорой виолончель работы Страдивари. Потом на этом инструменте играл сам Ростропович, и ценность во много раз возросла", – рассказывает он.

На юге Италии иногда трудно найти грань между художественным вымыслом и реальностью. Название фестиваля "Эльба – музыкальный остров Европы" – можно считать не только удачным, но и соответствующим действительности.