10.09.2008 | 11:12

Большому театру – большие гастроли

Европейская публика в этом году станет свидетелем уникальных событий, которые даже можно назвать историческим прецедентом. Две прославленные сцены мира – Парижская и Миланская оперы – доверили театру из России право открытия и закрытия сезона. Оправдан и выбор спектакля. На сцене Опера Гарнье, или "Гранд-Опера", будет показан "Евгений Онегин" в постановке Дмитрия Чернякова. В 21:25 10 сентября - прямая трансляцию спектакля на нашем телеканале.

Уважаемые телезрители, нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста, оставляйте свои комментарии на Форуме и принимайте участие в голосовании.

Новая интерпретация хрестоматийного шедевра до сих пор вызывает ожесточенную полемику. Но правы оказались оптимисты, которые предрекли, что этот "Онегин" "прорубит окно в Европу". Рассказывают "Новости культуры".

На счету оперы "Евгений Онегин" Дмитрия Чернякова уже два открытия театральных сезонов. Два года назад был Большой, сейчас – "Гранд-Опера", который впервые открывает сезон русской оперой, да еще в постановке русского театра. Во всем виноват интендант Парижской оперы Жерар Мортье. "В театре я воспитал публику, которой интересно все новое. Спектакль Чернякова новый, хотя совсем не модернистский. Скорее, классический", – замечает Мортье и добавляет: "Может, я не совпадаю во мнениях с Галиной Вишневской".

Несовпадение – это мягко сказано, и Жерар Мортье, неподдельно интересующийся русской культурой, об этом знает. Примадонна, завершившая свою сольную карьеру на сцене "Гранд-Опера" партией Татьяны, после премьеры в Большом два года назад назвала спектакль "ужасом и бесстыдством". Хору Дмитрий Черняков уделил особое внимание. Как уверяют, он по всему театру искал самых колоритных статистов. Перед премьерой все ждали провокаций: sms-ок Татьяны, поцелуя Онегина и Ленского. Дождались традиционных мирных чаепитий со свечами за большим семейным столом. Черняков грозился: "Ну, если они хотят, я эту провокацию устрою. Но позже".

Провокаций пока не было – лишь небольшие вариации на тему. Французы, которые читали поэму Пушкина, с изумлением смотрели на то, как погибает Ленский, не на дуэли, а по неосторожности в доме Лариных. Перед этим он поет не свои куплеты, а куплеты месье Трике. Однако, в целом, публика присматривалась к Чернякову и его творческому методу. "В этом сезоне Черняков вместе с Теодором Курентзисом поставит в "Гранд-Опера" "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. Я очень надеюсь на то, что премьера закончится большим скандалом", – говорит Жерар Мортье. Но это будет позже. Сейчас Черняков представляет Парижу ясный и кинематографичный спектакль.

"Это как кино. Меняются кадры, и идет действо почти без перерыва. Похоже на фильм", – замечает исполнительница партии Лариной Маквала Касрашвили. "Мне кажется, этот спектакль достаточно простой по тому, что там происходит. Простой не в смысле простоты, линейности, прямоты. Он сложный, но он прозрачный – это более правильное слово", – считает Дмитрий Черняков. Именно этот спектакль выбрали для трансляции французские режиссеры. "Спектакль поставлен непривычно, с невероятной проработкой деталей. Это очень умная постановка", – утверждает режиссер трансляции Хлоя Перлимутр. Эта "умная постановка" будет издана на DVD, но перед этим ее увидят зрители телеканала "Культура" – те, кто не смог попасть на открытие сезона в "Гранд-Опера".