10.09.2008 | 13:06

"Думающий артист" Игорь Костолевский

Его называют "думающим артистом". К этой высшей оценке профессионального мастерства Игорь Костолевский шел полжизни. "Мне всегда мешало неправильное зрительское восприятие соответствия моих внешних и внутренних данных", – признается актер. К счастью, стереотип "душки Костолевского" остался в прошлом. Пройдя путь от обаятельного Ивана Анненкова в "Звезде пленительного счастья" до инфернального Ивана Карамазова в постановке Театра Маяковского, артист демонстрирует широчайший диапазон возможностей. Рассказывают "Новости культуры".

Новый сезон в Театре имени Маяковского стал тридцать пятым для Игоря Костолевского. Всю жизнь он остается преданным одному театру. Зрительский успех и любовь публики, а также поистине народная слава пришли к артисту с первых ролей, хотя знакомство с миром театра у Костолевского прошло не идеально. С первого раза он не поступил во МХАТ. "Когда вызвали меня, и я оказался перед лицом комиссии, вдруг увидел людей, которых я часто видел в театре. И, видимо, от зажима, я медленно стал снимать плащ, потом пиджак, потом начал расстегивать рубашку, и тогда кто-то из комиссии сказал: "Вы что же, в баню пришли?", – и тогда я быстро проделал это в обратном порядке, одну строчку прочитал, но меня посадили на место", – вспоминает народный артист России.

Игорю Костолевскому тогда сказали: "Есть индивидуальность, но надо готовиться". Месяцы серьезной подготовки – и на следующий год его приняли все театральные ВУЗы, куда он подал документы. Костолевский пошел в ГИТИС, где режиссер Андрей Гончаров набирал смешанный актерско-режиссерский курс.

Режиссеры видели в нем идеальный тип романтического героя и часто приглашали на роли пылких идеалистов. Молодой учитель астрономии в "Безымянной звезде", мягкий и обаятельный Гагин в картине "Ася". Однако он не стал заложником образа. В его репертуаре появились острохарактерные драматические и комедийные персонажи. Георг Четвертый, Подколесин в "Женитьбе" Гоголя, и совершенно неожиданный Плюшкин в "Мертвых душах". "Это такая трагифарсовая роль. Я вообще очень люблю такие роли, когда все сразу. Это как в жизни. Когда была найдена действительная боль этого человека – почему он стал таким? Он одновременно и странный, и трогательный, и несчастный, и смешной, и нелепый – знаете, все вместе", – поясняет Костолевский.

Он всегда был востребован в кино. Роль декабриста Анненкова вознесла его к вершинам успеха. "Звезда пленительного счастья" и знаменитый романс неотделимы от образа кавалергарда, созданного Костолевским. Песня появилась в фильме после разговора актера с Булатом Окуджавой. "Я позвонил ему и сказал: "Вот я, Игорь Костолевский, играю роль Анненкова". Рассказал про роль. Он сказал перезвонить ему через пару дней. Через пару дней звоню, он говорит: "Вы так хорошо рассказали, что я уже написал". Но я думаю, он лукавил. У него уже было", – убежден актер.

Последнее время Игорь Костолевский редко снимается в кино, предпочитая только яркие роли. Он много работает с зарубежными театрами и режиссерами, однако Маяковка, его "театр-судьба", остается всегда на первом месте.

К юбилею актера телеканал "Культура" подготовил ряд передач. В субботу, 13 сентября, в 19.35 смотрите программу "Эпизоды", а по ее окончании, в 20.15 художественный фильм "Другая женщина, другой мужчина".

Все материалы об Игоре Костолевском>>>