10.09.2008 | 14:53

О возрождении уникальных фресок Нередицы

Храм Спаса на Нередице – это последняя дворцовая княжеская церковь Великого Новгорода. Датой ее постройки историки считают 1198 год. Творение неизвестных мастеров представляет собой великолепный образец новгородского зодчества с присущей ему мужественной простотой. В 1941 году, во время фашистской оккупации Новгорода, уникальный храм был превращен в руины. Благодаря колоссальному труду реставраторов здание в его первоначальном облике удалось восстановить. Теперь перед мастерами стоит еще более сложная задача – возрождение уникальных фресок Нередицы. Рассказывают "Новости культуры".

Триста пятьдесят тысяч фрагментов уникальных фресок Нередицы – это все, что удалось спасти. Реставраторы соединяют мельчайшие кусочки штукатурки и постепенно возрождают целые композиции. Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице закончилась в 2004 году, а живопись древнего храма восстанавливают и по сей день. Сколько времени займут эти работы, пока не может сказать никто.

Ктиторская композиция – первая, которую реставраторы решили восстановить. На старинной штукатурке изображен князь Ярослав Всеволодович, заказчик постройки Нередицы. По сюжету он преподносит Богу этот храм. Рядом – довольно большая надпись, выполненная каллиграфическим почерком. ""И даждь ему, Боже, Царствие Небесное во веки веков. Аминь". Вот так надпись эта заканчивается. По-видимому, этот фрагмент – дань памяти князю, основателю церкви, и эта надпись – как молитва. Каждый, кто ее читает, по сути, молится за князя", – рассказывает художник-реставратор Татьяна Ромашкевич.

После Великой Отечественной войны эта фреска считалась утерянной безвозвратно. Реставраторы уже сделали практически невозможное, взявшись за ее восстановление. Многие фрагменты реликвии в свое время обнаружили в строительном мусоре. "С этого крестика все и началось. Мы нашли его, сюда принесли и начали приставлять его на стену. Тогда и решили, что обязательно его вернем, хоть от этой композиции ничего не осталось", – продолжает Татьяна Ромашкевич.

Сейчас реставраторам известны около восьмисот фрагментов Ктиторской композиции. Чтобы разместить их на прежние места, специалисты сделали своеобразную "компьютерную кальку" с довоенной фотографии, на которой эта фреска запечатлена невредимой. "На стену проецируется абсолютно точный первоначальный рисунок – нам удалось его восстановить, и мы на этот спроецированный рисунок ставим фрагменты фрески. Их местоположение определяется с математической точностью, буквально до полмиллиметра", – замечает Татьяна Ромашкевич.

После посадки фрагментов на стену храма они будут окончательно закреплены, и им придатут экспозиционный вид. Все это значится в планах на этот сезон. В следующем году реставраторы надеются перенести в Нередицу еще несколько фресок – композицию Богоявления и изображение преподобного Мортирия.