12.09.2008 | 12:21

Единицы хранения Архива кинофотодокументов

История – дама капризная, субъективная, склонная к частой перемене мнений. Однако беспристрастные кадры документальной хроники – это свидетельства, которые "обжалованию не подлежат". По подсчетам экспертов, на сегодняшний день во всем мире сохранилось всего пятнадцать процентов хроники начала ХХ века. Собрание Российского государственного архива кинофотодокументов, созданного в 1926-м году, одно из крупнейших. Это более миллиона уникальных единиц хранения, и многие требуют не только "учета и контроля", но и расшифровки. Работу сотрудников архива можно сравнить с детективной. Рассказывают "Новости культуры".

Для тех, кто фиксирует время, его течение имеет иной смысл. Для работников киноархива – семидесятые годы прошлого столетия – современность. Кинохроника начала века – вот это действительно история. Долгое время эти фильмы не интересовали экспертов – важнее были кадры революционных событий. К хронике царской России обратились только сорок лет назад. "И в этот момент для архивистов работа с дореволюционной хроникой стала сродни игре "Что? Где? Когда?". Не было понятно, что и кто изображен на съемке, когда это снято, и где это снято", – говорит сотрудник Российского архива кинофотодокументов Виктор Баталин.

Недавно в архиве были отреставрированы три пленки времен царской России. Маленькие отрывки хроники о больших событиях минувших лет. "Николай Второй благословляет войска иконой. Порой говорят о том, что это хроника Первой мировой войны. Это вовсе не так. Если внимательно посмотреть хронику, можно увидеть что военная форма до 1912 года. В данном случае оказали очень большую помощь дневники Николая Второго, которые частично опубликованы", – рассказывают в архиве. С помощью дневников императора удалось установить, что это было событие, произошедшее 17 сентября 1904 года, когда Николай Второй провожал дивизию под Одессой на фронты Русско-Японской войны.

Архивистам приходится по крупицам собирать информацию и как детективам распутывать тайны века. На заре кинематографа не было ни монтажных листов с покадровым описанием событий на пленке, ни титров, по которым можно восстановить действующих лиц. Недавно в руки исследователей попал достаточно большой отрывок кинохроники, но понять, какое именно событие запечатлено на пленке, удалось не сразу. "Хорошо попало в камеру каменное изображение герба города, по которому можно было понять, что это город Ржев. Обратились к печати того времени. Выяснилось, что это открытие моста через Волгу в 1911 году", – говорит Виктор Баталин.

В одной бобине – до трехсот метров пленки. Порой в архив попадают разрозненные обрывки киноленты. Восстановление истории двадцатого века по этим фрагментам – работа для нескольких поколений архивистов.