10.03.2019 | 20:05

Памяти Владимира Этуша

В начале о том, что случилось накануне – ушел из жизни Владимир Абрамович Этуш, актер неповторимой интонации что в театре, что в кино. Лукавый сатир, прозорливый и несуетливый. Народный артист СССР, фронтовик, профессор. Он принадлежал к тому актерскому племени великанов, которые уходя оставляют после себя необъятную яркую память и соразмерную себе необъятную пустоту в этом физическом мире.

Владимира Этуша давно называли патриархом сцены. Но патриарх умел радоваться жизни и удивляться, как ребенок. И сам не переставал удивлять новыми красками и работами. На 93-м году решился на смелый эксперимент: сыграть женщину в спектакле «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Многие не верили в успех этого предприятия. Но работа вышла такой смешной и трогательной, а партнеры по сцене – Ольга Тумайкина и Владимир Князев – так нежно оберегали Этуша, что в конце каждого спектакля – долгая овация и слезы зрителей.

Он был настоящим воином, бойцом по жизни, говорят про Этуша в родном театре. Держать удар, защищать ближнего – этому Владимир Абрамович учился на фронте. В 41-м поступил в Щукинское училище. Оттуда ушел добровольцем. Был тяжело ранен в бою. За доблесть снайпера Этуша наградили тогда орденом Красной Звезды. Вернулся служить уже только театру.

Мастер острохарактерных и комедийных ролей, Этуш с 30 лет много снимался в кино. Экзотическая внешность привлекала режиссеров-сказочников. В копилке Этуша – несколько королей, пара волшебников и… Карабас-Барабас с приклеенной бородой, которого ужасно боялись дети. Комик-импровизатор, Владимир Этуш даже не самых положительных персонажей наделял таким обаянием, что зритель влюблялся раз и навсегда. Его Шпака из «Иван Васильевич меняет профессию» или товарища Саахова из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая знают и цитируют миллионы. Многие из этих реплик Этуш придумал сам. И все-таки главным для Этуша оставался театр. Он говорил: киноактеры – это спринтеры, театральные – бегуны на длинные дистанции. Владимир Абрамович выходил на сцену Вахтанговского более 70 лет. Десятки ролей – комических, драматических, характерных.

Почти сразу, как сам окончил училище, Этуш начал преподавать. Со временем стал его ректором, до последнего оставался художественным руководителем – теперь уже Щукинского института. В последние годы у мастера было много интересных работ. К 90-летию появился спектакль «Окаемовы дни» по лирической пьесе Афиногенова «Машенька», где у актера роль почтенного академика. В постановке Римаса Туминаса «Пристань» для корифеев Вахтанговского Этуш играл Грегори Соломона из пьесы Миллера «Цена».

Искренний и закрытый одновременно. Ироничный и строгий. Мудрый и хитрый. Отважный и честный. Суровый и сентиментальный. Бесконечно преданный в дружбе. Этуш говорил про себя: я – голодный артист, не сыграл многого из того, что хотел. Владимир Абрамович перестал выходить на сцену совсем незадолго до смерти. И, кажется, именно его преданность любимый работе и бесконечная любовь к нему зрителей давали ему силы прожить такую долгую и яркую жизнь.

Новости культуры

Памяти Владимира Этуша смотрите программу «Линия жизни» 12 марта в 21:30.